Ваши давние мечты 
о гитаре 
 


Показать/Спрятать  Предшественники

Показать/Спрятать  Акустические

Показать/Спрятать  Электроакустические

Показать/Спрятать  Электрогитары

Показать/Спрятать  Гибриды, мутанты

Показать/Спрятать  Отечественные гитары

Показать/Спрятать  Производители

Показать/Спрятать  Оборудование

Показать/Спрятать  Исполнители

Показать/Спрятать  Статьи о гитаре

Показать/Спрятать  Обучающие материалы

Показать/Спрятать  Компьютер и гитара

Показать/Спрятать  Разное

 ГЛАВНАЯ   КАРТА   ПОИСК   ФОРУМ   НОВОСТИ   О САЙТЕ   КОНТАКТ   ССЫЛКИ 
  -> Статьи о гитаре -> Разные статьи ->   

Компенсация строя гитар по Rauli Parkkali


Какие причины нестроя гитары?

Существует много причин нестроя гитар, что прежде чем перейти к нашим рекомендациям, будет полезно их уточнить.

Некачественная или неисправная колковая механика стравливает струну при игре. Часто можно видеть, как гитарист настраивает инструмент даже во время выступления!

Плохое качество струн само по себе: различная толщина струны по всей её длине, старение и изнашивание струн. Помним, что струны с нормальным и сильным натяжением имеют разные свойства.

Изнашивание ладов, плоский лад искажает тон в отличие от круглого. Ошибка высоты на верхнем порожке или wrong action at the 12th fret ( «не верные действия на 12-м ладу» - не могу перевести однозначно прим. Н.Р. ). Неточность в местоположении ладов, не верная или, что более вероятно, совсем отсутствующая поправка на верхнем порожке.

Причиной ошибки строя гитары также является жёсткость струн. Жёсткость материала струны не даёт достаточно ей гнуться непосредственно близ точек опор, поэтому на косточке, опоре на подставке, эти неработающие части струны должна компенсироваться – струна удлиняется.

Также высшие гармоники, обертоны, из-за жёсткости струн имеют тенденцию к повышению тона (либо становятся резче - не могу перевести однозначно прим. Н.Р.), но эта проблема не так актуальна в сравнении с другими.

Кроме того, существуют резонансы, связанные с самой гитарой. Самый низкий по частоте резонанс присутствует в пределах 90-120 Гц., в зависимости от размеров и формы гитары. Дека гитары и дно колеблются в противофазе, т. е. в разных направлениях, что приводит к активному движению воздуха наружу и вовнутрь через отверстие в деке, голосник.

Следующая частота резонанса находиться в промежутке 150-250Гц., когда уже дека и дно движутся в одной фазе. Следующий немного более высокий по частоте резонанс возникает, когда дека и дно движутся в различных фазах, но воздух идёт в противоположном, обратном направлении, в сравнении с первым резонансом. Эти и другие резонансы приводят к искажению звука, когда струна звучит подобно бою маленького барабана!

Ещё одна проблема возникает, когда частота приближается к частоте собственного резонанса гитары. Тогда струны не вибрируют нормальным образом и как результат, определённые гармоники быстрее затухают, т. е. звук обедняется тембрами, также частота основного тона может начать плавать. Изменение местоположения ладов не помогает, т.к. когда одни гармоники попадают в тон другие диссонируют! Эта ошибка возникает на частоте 10Гц. +/- 1-3Гц. Этот эффект может быть понижен только удачной конструкцией деки и акустической системы. Сложнее всего сделать гитару, которая будет звучать одинаково хорошо на всех частотах.

Многие из вышеперечисленных проблем решаются тщательно подобранной конструкцией гитары и только две последние не имеют однозначного решения. Далее мы сконцентрируем наше внимание на чистоте строя гитары и на компенсации. Если все компенсации установлены корректно, тогда вам легче искать решения для преодоления других недостатков.

Компенсация строя гитары.

Автор статьи "Classic guitar Intonation" (строй классической гитары) Greg Byers в "Guild of American Lutherie #47 - 1996" (союз американских мастеров) был исключительно иновативен. В статье он представил расчеты и результаты экспериментов с компенсацией классической гитары. Для тех, кто не знает что такое компенсация: это меры по удлинению или укорачиванию струны для того, чтобы она издавала верный тон. Ниже в таблице представлены расчёты в миллиметрах для обычной гитары с мензурой 650мм. со струнами Augustine Regals with Blue Label Basses

Таблица 1:
струна Поправка на верхнем порожке Поправка на подставке
1 -0,30 1,28
2 -0,73 2,14
3 -0,97 3,14
4 -0,53 1,47
5 -0,45 1,73
6 -0,45 2,91

Компенсация на верхнем порожке нужна для коррекции тона в первой позиции, иначе все эти ноты завышены. Ошибка возникает из-за вытягивания струны. Без этой поправки ошибка частоты всегда слышна.

Поправка на подставке нужна для компенсации ошибки тона возникающей из-за протягивания струны и самой её жёсткости. Жёсткость изменяется при старении струны и новые струны обычно легче настраивать.

Если мензура гитары иная, чем 650мм., то и поправки будут иметь другие значения. При более длинной мензуре натяжение струн выше, к тому же снижается необходимость в коррекции ошибки по причине жёсткости струны.

Компенсация на верхнем порожке.

Компенсация на верхнем порожке (дальше просто порожке) встречается также на старых гитарах. Мастера укорачивают накладку со стороны порожка на 1мм. и костяной порожек изготавливают с пропилами в соответствии с таблицей 1.

Компенсация на подставке.

Выполнить компенсацию на подставке сложнее, т. к. косточка на ней прямая и достаточно тонкая (2.5мм.) в сравнении с верхним порожком. В таблице приведены результаты измерений на косточке при трёх распространённых способах компенсации.

Таблица 2. Сравнение способов поправки на косточке (подставке):
струна Необходимая компенсация А. Прямая косточка ошибка Б.Коррекция по 1-й и 6-й ошибка В.Коррекция по 1-й и 4-й ошибка
1 1,28 1,28 0,00 1,28 0,00 1,28 0,00
2 2,14 1,28 -0,86 1,61 -0,53 1,34 -0,80
3 3,14 1,28 -1,86 1,93 -1,21 1,41 -1,73
4 1,47 1,28 -0,19 2,26 0,79 1,47 0,00
5 1,73 1,28 -0,45 2,58 0,85 1,54 -0,19
6 2,91 1,28 -1,63 2,91 0,00 1,60 -1,31

А. Вариант с прямой косточкой (имеется в виду, что прямая, на которой находиться косточка, перпендикулярна средней линии накладки, т.е. параллельна габаритам подставки) даёт самые большие ошибки для 3-й и 6-й струны. Есть возможность, снимая фаску на косточке, скомпенсировать каждую струну, но удаление половины ширины косточки ослабит качество и мощность звука гитары. Нежелательный эффект можно снизить используя более толстую, широкую косточку.

Б. Этот вариант предполагает точную коррекцию по 1-й и 6-й струнах. Проблемы возникают с поправками для 4-й и 5-й струн – слишком большая ошибка, которая отражается на строе гитары.

В. Точная коррекция по 1-й и 4-й струнах. Хороший вариант, но проблема с ослаблением косточки остаётся, хотя и менее значительная, чем в первом способе.

Ноу-хау!!!!! Косточка из двух частей.

    Если разделить косточку на две части и каждую из них настроить под своим углом, то получим очень хорошую компенсацию для каждой из струн. Нижеследующая таблица это хорошо иллюстрирует:

Таблица 3 Косточка из двух частей:
струна Необходимая компенсация Косточка из двух частей ошибка
1 1,28 1,30 0,02
2 2,14 2,15 0,01
3 3,14 3 -0,14
4 1,47 1,2 -0,27
5 1,73 1,75 0,02
6 2,91 2,3 -0,61

Ошибки компенсации при двойной косточке настолько малы, что косточка не нуждается в подстройке. Автор данной статьи разместил статью об этом в "Helsinki Guitar Society Magazine 2-1999" (Журнал гитарного общества в Хельсинки 2-1999) Некоторые гитары автора статьи были в ремонте у наиболее уважаемого мастера Финляндии Kauko Liikanen. Была проделана замена косточки на двойную, результаты вы видите на картинке:

Косточка из двух частей

При проверке с помощью электронного тюнера выяснилось, что строй гитары очень точен. Сейчас в продажу поступают первые серии гитар с косточкой из двух частей.

Перевод фрагмента статьи о компенсации строя гитары Николая Руденко.


Смотрите также:

О струнах >>
Очистка гитары >>
Наладка гитары >>
Хранение гитары >>
Настройка >>
Разные статьи >>

Источники инфо >>

Design © 2011-2024 Igor Varfolomeev / Сейчас посетителей на сайте: 15