Устройство
Темброблок - комплект врезного оборудования для подзвучки. Кроме пьезодатчика и преампа туда могут входить: контейнер для батареи, EQ и прочие кнопки, типа контроля батарейки, системы подавления обратной связи, встроенного тюнера, разных эффектов, вроде хоруса, доп.микрофона и др. Активным темброблоком называют конструкцию с преампом и батарейкой. Пассивный темброблок не имеет преампа и может только регулировать громкость и тембр.
Пьезодатчик (пьеза или даже пьезик, в просторечии) - небольшая пластинка-пьезоэлемент, которая устанавливается внутрь подставки гитары (под косточку). Он преобразует механические колебания струн в электрический сигнал, выполняя ту же функцию, что и электромагнитные датчики электрогитар. Пьезодатчик не всегда находится под косточкой. Иногда он сделан в виде круглой "таблетки", которую закрепляют на деке. Иногда даже он встроен в электромагнитный датчик. Так же он бывает не из пьезокерамики, а в виде гибкой пленки. Однако суть его работы везде примерно одинакова.
Датчик-сингл - весьма близок по свойствам к обычному электрогитарному синглу, но может снимать сигнал не только с электрогитарных (стальных), но и с акустических (бронзовых) струн. Устанавливается обычно в отверстие резонатора акустической гитары.
Преамп (предусилитель) - небольшая плата с микросхемами, помещенная в отдельный блок, который врезают в обечайку гитары. Смысл его - в усилении весьма слабого сигнала от пьезодатчика для передачи во внешний усилитель (пульт,комбик и т.п.). Без такого усиления сигнал обрастает множеством помех. Преамп не всегда врезан в обечайку. Иногда его выводят через верхнюю левую сторону деки, а иногда размещают прямо на выходном гнезде-"джеке". Преамп нуждается в питании от батарейки 9v, либо в фантомном питании от внешнего усилителя.
EQ (эквалайзер) - устройство для регулировки тембра. Бывает разной степени навороченности, от обычной поворотной ручки до 7 полозков. Находится в одном блоке с преампом.
Существует великое разнообразие темброблоков и оборудования для акустики вообще. Оно может все помещаться в одном флаконе, может быть установлено в 3-4 точках гитары. Производители этого оборудования не всегда утруждают себя подробным разъяснением комплектации и метода установки. Поэтому прежде чем покупать его, выясните у продавца - ЧТО входит в комплект и на какую гитару может быть установлено.
Некоторые мысли о пользе и вреде:
1. Как и многое другое в жизни, оборудование для акустики следует выбирать, исходя из целесообразности поступка. Надо хорошо подумать, прежде чем вырезать окно в обечайке. Если вы решите позднее продать гитару, не факт, что это будет плюсом в глазах покупателя. Особенно актуально это для дорогих инструментов с хорошим живым звуком. Если сомневаетесь, но все же надо - используйте минимальную схему без разрезания обечаек. Увеличить впоследствии степень вмешательства в акустику легко, а наоборот - невозможно.
2. Подзвучка гитары - всегда компромисс между хорошим живым и хорошим электрическим звуком. Решите для себя, что вам нужнее и зачем оно вам.
3. Даже самая наилучшая живая акустика гитары не гарантирует хорошего электрического звука. В процессе передачи в электронный тракт неизбежно теряются оттенки звучания, особо ценимые вживую. Поэтому для подзвучки логичнее использовать не самые выдающиеся инструменты. Главное, чтобы гитара точно строила и не имела явных "волчков". А остальное при обработке сигнала легко дорисовать... Именно поэтому гитары, которые производитель предназначил под темброблок, чаще всего делаются с катавеем (вырезом под руку). Катавей ослабляет живой звук гитары, но на электрический почти не воздействует. А играть с ним удобнее.
4. Классическую гитару можно озвучить только установкой датчика под косточку, сингл не воспринимает синтетические струны. Особенно успешно озвучка "классики" делается с помощью "блендерных" темброблоков, которые смешивают сигнал от пьезодатчика и микрофона (установленного изнутри гитары).
5. Подзвученная акустика не заменит электрогитары. Активный темброблок выдает сигнал, схожий по параметрам с электрогитарным, его даже в "примочку" можно подать. Но задача темброблока - озвучить АКУСТИЧЕСКУЮ гитару, передать ее в электронный тракт в ее собственном облике. Многие электрогитарные приемы невозможны на акустике по определению, либо будут выглядеть бледно.
6. Батарейка в активном темброблоке живет очень долго, ее можно проверить на годность, нажав спец.кнопку. Либо об умирании батарейки подскажет спец.контрольная лампочка. Схема темброблока устроена таким образом, что выключает питание, как только из гнезда вынули "джек" шнура. Поэтому на неподключенной гитаре батарейка не расходуется.
7. Самый слабый и грязный сигнал дает "таблетка". Сигнал с датчика под косточкой заметно сильнее. Сингл еще сильней. Но без использования преампа все они очень зависят от длины шнура и посторонних наводок. Даже дешевое активное оборудование сопоставимо по качеству с весьма дорогим пассивным.
8. Правильно подобрать и установить пьезодатчик под косточку - целое искусство. Там есть много неочевидных правил. Поэтому если Вы сами вроде все правильно поставили, а оно играет криво - не удивляйтесь. Особенно часто проваливаются отдельные струны и ноты. Еще раз - не экономьте на установке, особенно если гитара и оборудование хорошего класса.
9. Поставить пьезодатчик можно и на электрогитару. Некоторые гитаристы добиваются очень интересных результатов, смешивая электрогитарный и "акустический" сигнал в пульте. Но для электрогитары не годится пьезодатчик от акустики. Для этого в машинку под сухари внедряют отдельные пьезокристалы. Хотя вероятно, поле для экспериментов здесь обширное...
Design © 2011-2024 Igor Varfolomeev /
Сейчас посетителей на сайте: 45
|