Настройка гитары
Если Вы в первый раз взяли гитару в руки, то сразу без помощи кого-либо, даже зная правила, настроить гитару, скорей всего, у Вас не получится. Все это придет со временем.
О способах настройки речь пойдет ниже, а сначало стоит ознакомиться о различных строях гитары.
Также известен как «испанский» строй или строй E (ми). Наиболее популярный строй, большинство табулатур и аппликатур даны именно для этого строя.
Струна |
Нота |
Частота |
Первая |
e¹ (ми первой октавы) |
329,63 |
Вторая |
b (си малой октавы) |
246.94 |
Третья |
g (соль малой октавы) |
196.00 |
Четвёртая |
d (ре малой октавы) |
146.83 |
Пятая |
A (ля большой октавы) |
110.00 |
Шестая |
E (ми большой октавы) |
82.41 |
Этот строй отличается от классического опущенной на тон шестой струной. Он часто используется музыкантами играющими в стиле хард-рок на электрогитаре, так как облегчает игру квинт-аккордов (англ. power-chord), также для него написаны некоторые произведения классической гитары (в тональностях ре-мажор и ре-минор).
Струна |
Нота |
Частота |
Первая |
E¹ (ми первой октавы) |
329,63 |
Вторая |
B (си малой октавы) |
246.94 |
Третья |
G (соль малой октавы) |
196.00 |
Четвёртая |
D (ре малой октавы) |
146.83 |
Пятая |
A (ля большой октавы) |
110.00 |
Шестая |
D (ре большой октавы) |
73.91 |
Используется для получения ещё более низкого и «тяжелого звука» на электрогитаре. В отличие от классического строя, все струны кроме шестой настраиваются на тон ниже, а шестая струна — на два тона.
Как и строй Drop D используется для игры квинтаккордов.
Струна |
Нота |
Частота |
Первая |
D4 (ре первой октавы) |
293.7 |
Вторая |
A3 (ля малой октавы) |
220.00 |
Третья |
F3 (фа малой октавы) |
174.61 |
Четвёртая |
C3 (до малой октавы) |
130.81 |
Пятая |
G2 (соль большой октавы) |
98.00 |
Шестая |
C2 (до большой октавы) |
65.41 |
Строй похожий на Drop D, отличающийся тем что первая струна опускается на тон. Для настройки из классического строя первая и шестая струна опускаются на тон.
В этом строе четыре верхние открытые струны гитары образуют аккорд соль-мажор, что облегчает игру слайдом. Двойной drop D часто использовался исполнителем Нилом Янгом.
Струна |
Нота |
Частота |
Первая |
D¹ (ре первой октавы) |
293.65 |
Вторая |
B (си малой октавы) |
246.94 |
Третья |
G (соль малой октавы) |
196.00 |
Четвёртая |
D (ре малой октавы) |
147.83 |
Пятая |
A (ля большой октавы) |
110.00 |
Шестая |
D (ре большой октавы) |
73.91 |
Строй наиболее часто используемый в фолк-музыке. Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм для более удобной игры по нотам записанным для скрипки или волынки.
Для перестройки в строй «DADGAD» из классического необходимо опустить на тон первую, вторую и шестую струны.
Струна |
Нота |
Частота |
Первая |
d¹ (ре первой октавы) |
293.66 |
Вторая |
a (ля малой октавы) |
220.00 |
Третья |
g (соль малой октавы) |
196.00 |
Четвёртая |
d (ре малой октавы) |
147.83 |
Пятая |
A (ля большой октавы) |
110.00 |
Шестая |
D (ре большой октавы) |
73.91 |
Строй «Papa-Papa», наиболее подходящий как для использования в фолк-музыке (кельтской), так и для исполнения партий ритм-гитары в «тяжелой» (альтернативной музыке) по 4-е ноты одновременно. Для перестройки в строй «DADDAD» из классического необходимо опустить на тон первую, вторую и шестую струны. а третью настроить в унисон с четвертой.
В этом строе открытые струны образуют аккорд ре-мажор. Он используется в основном на слайд-гитарах.
Для перестройки в этот строй из классического первая, вторая и шестая струны опускаются на тон, третья опускается на полутон.
Струна |
Нота |
Частота |
Первая |
d¹ (ре первой октавы) |
293.66 |
Вторая |
a (ля малой октавы) |
220.00 |
Третья |
f# (фа-диез малой октавы) |
185.00 |
Четвёртая |
d (ре малой октавы) |
147.83 |
Пятая |
A (ля большой октавы) |
110.00 |
Шестая |
D (ре большой октавы) |
73.91 |
Также сушествует вариант строя Open D-minor, где третья струна настраивается на ноту фа малой октавы.
В этом строе открытые струны образуют аккорд соль-мажор.
Для перестройки в строй «Open G» из классического первая, пятая и шестая струны опускаются на тон.
Струна |
Нота |
Частота |
Первая |
d¹ (ре первой октавы) |
293.66 |
Вторая |
b (си малой октавы) |
246.94 |
Третья |
g (соль малой октавы) |
196.00 |
Четвёртая |
d (ре малой октавы) |
147.83 |
Пятая |
G (соль большой октавы) |
98.00 |
Шестая |
D (ре большой октавы) |
73.91 |
Также известный как «Crafty tuning». Строй разработанный музыкантом Робертом Фриппом и используемый им с 1983 года. В отличие от классического «квартового» строя, строй предложенный Робертом Фриппом ближе к смычковым струнным инструментам, причем первая, вторая и третья струны настраиваются аналогично скрипке. Настройка в этот строй может потребовать замены нижних струн на более толстые, а верхних — на тонкие.
Струна |
Нота |
Частота |
Первая |
g¹ (соль первой октавы) |
392.00 |
Вторая |
e¹ (ми первой октавы) |
329.63 |
Третья |
a (ля малой октавы) |
220.00 |
Четвёртая |
d (ре малой октавы) |
147.83 |
Пятая |
G (соль большой октавы) |
98.00 |
Шестая |
C (до большой октавы) |
65.41 |
E-A-E-A-E-A ."Sitar A" — альтернативный пониженный гитарный строй. Напоминает звучание индийского ситара. Отлично подходит для создания индийской (восточной) музыки.
Струна |
Нота |
Частота |
Первая |
a¹ (ля первой октавы) |
440.00 |
Вторая |
e¹ (ми первой октавы) |
329.63 |
Третья |
a (ля малой октавы) |
220.00 |
Четвёртая |
e (ми малой октавы) |
164.81 |
Пятая |
A (ля большой октавы) |
110.00 |
Шестая |
E (ми большой октавы) |
82.407 |
Строй струн семиструнной гитары смешанный — терцово-квартовый, таким образом аккорд открытых струн является консонирующим (мажорный квартсекстаккорд), в отличие от шестиструнной гитары. Этот строй считается классическим (академическим).
Струна |
Нота |
Частота |
Первая |
d¹ (ре первой октавы) |
293.66 |
Вторая |
b (си малой октавы) |
246.94 |
Третья |
g (соль малой октавы) |
196.00 |
Четвёртая |
d (ре малой октавы) |
147.83 |
Пятая |
B (си большой октавы) |
123.48 |
Шестая |
G (соль большой октавы) |
98.00 |
Седьмая |
D (ре большой октавы) |
73.91 |
Способы настройки гитары (классический строй)
1. Самый распространенный способ
Для настройки традиционным способом желательно найти аналог звучания первой струны, например, камертон ноты ми или же камертон ноты ля (но тогда 1 струну необходимо зажать на пятом ладу). Также подойдет любой темперированный (т.е. уже настроенный) музыкальный инструмент, способный извлечь точную ноту ми. Это может быть пианино, синтезатор, баян. Типа другая гитара, скрипка и подобное не подойдет, т.к. само может быть растроено.
Если Вы находитесь в "пожарных условиях" и ничего подобного под рукой нет, то настраиваем 1 струну приблизительно, так, чтобы она не очень провисала и не была слишком перетянута. Конечно, это далеко не лучший способ, но, что поделаешь.
Далее следуем правилам:
- 2 струна, прижатая на 5 ладу должна звучать в унисон (одинаково) с 1 открытой струной;
- 3 струна, прижатая на 4 ладу должна звучать в унисон со 2 открытой струной;
- 4 струна, прижатая на 5 ладу должна звучать в унисон с 3 открытой струной;
- 5 струна, прижатая на 5 ладу должна звучать в унисон с 4 открытой струной;
- 6 струна, прижатая на 5 ладу должна звучать в унисон с 5 открытой струной.
2. Настройка гитары с помощью тюнера
Самый простой способ настройки гитары. Вам не нужно иметь никаких слуховых навыков, достаточно иметь под рукой тюнер – устройство для настройки гитары. На рынке подобных устройств множество. Например, такое:
Гитарный тюнер YAMAHA YT-150
С помощью данного тюнера вы можете настраивать как акустическую, так и электрогитару. Для настройки акустической гитары есть встроенный микрофон, для электрогитары можно воспользоваться линейным входом для инструментального кабеля.
Суть в том, что когда вы извлекаете звук струны тюнер показывает ноту которая соответствует частоте колебания струны (такие частоты указаны в настроечных таблицах выше. Поэтому такие приборы можно использовть для настройки гитар с альтернативным строем). Таким образом, вы можете без труда настроить все шесть струн. Тюнер показывает вам ноту, а также что нужно делать со струной, понижать или повышать . Крутите колки до тех пор, пока индикатор не встанет точно по центру нужной вам ноты и загорится устойчиво зеленый светодиод. Подробные инструкции обычно прилагаются к подобным устройствам.
3. Настройка флажолетом
Флажолет - это звук-обертон, производимый на струнных, смычковых и щипковых инструментах и напоминающий тембр флейты (отсюда название). Различные приемы исполнения флажолета основаны на легком касании струны в точке деления ее длины пополам (на ладах).
Настраиваем первую струну, как в способе 1 и далее следуем в таком порядке:
- 2 струна на 5 ладу должна звучать в унисон (одинаково) 1 струне на 7 ладу;
- 3 струна на 4 ладу должна звучать в унисон 2 струне на 5 ладу;
- 4 струна на 5 ладу должна звучать в унисон 3 струне на 7 ладу;
- 5 струна на 5 ладу должна звучать в унисон 4 струне на 7 ладу;
- 6 струна на 5 ладу должна звучать в унисон 5 струне на 7 ладу.
4. Так настраивают прфессионалы
При таком способе настраиваются между собой все открытые струны. Этот способ наиболее быстрый и точный (конечно, если гитара элементарно строит по ладам). Этот способ основан на соотношении чистых интервалов между струнами. Если новые струны не получается сразу настроить таким способом, то целесообразно сначала настроить гитару более простым, любым из вышеизложенных способов (кроме настройки по тюнеру), а затем достроить более тонко этим.
Настраиваем первую струну, как в способе 1 и далее следуем в таком порядке:
- 6 открытая струна должна звучать в две октавы к 1 открытой струне;
- 5 открытая струна должна звучать в квинту через октаву к 1 открытой струне;
- 4 открытая струна должна звучать в кварту вниз к 5 открытой струне;
- 3 открытая струна должна звучать в кварту вниз к 4 открытой струне;
- 2 открытая струна должна звучать в кварту к 1 открытой струне;
5. Настройка гитары по темперированным интервалам
Настраиваем первую струну, как в способе 1 и далее следуем в таком порядке:
- 6 открытая струна, взятая флажолетом на 12 ладу должна звучать в унисон к 1 открытой струне;
- 4 струна на 2 ладу должна звучать в унисон к 6 струне взятой флажолетом на 12 ладу;
- 2 струна на 3 ладу должна звучать в унисон к 4 струне взятой флажолетом на 12 лад;
- 3 струна на 7 ладу должна звучать в унисон к 4 струне взятой флажолетом на 12 лад;
- 5 струна взятая флажолетом должна звучать в унисон к 3 струне на 2 ладу;
Если гитара не настраивается?
Иногда бывает, что, несмотря на все опробованные способы настройки гитары, она все равно "не строит". Причин может быть множество. Самой безболезненной из них является старение струн. Изношенные струны подвержены микродеформациям при их соприкосновении с ладами, и из-за этого меняется частота звучания. Замена струн решает проблему.
Если замена струн не решила проблему, то инструмент необходимо показать гитарному мастеру. Скорее всего гитара не строит "по ладам" т.е. неправильная установка ладов (металлических порожков), грифа, подставки и др.
В большинстве случаев это заводской брак. Так что если Вы только что купили такую гитару, лучший выход из положения ее заменить на другую модель.
Design © 2011-2024 Igor Varfolomeev /
Сейчас посетителей на сайте: 47
|