Ваши давние мечты 
о гитаре 
 


Показать/Спрятать  Предшественники

Показать/Спрятать  Акустические

Показать/Спрятать  Электроакустические

Показать/Спрятать  Электрогитары

Показать/Спрятать  Гибриды, мутанты

Показать/Спрятать  Отечественные гитары

Показать/Спрятать  Производители

Показать/Спрятать  Оборудование

Показать/Спрятать  Исполнители

Показать/Спрятать  Статьи о гитаре

Показать/Спрятать  Обучающие материалы

Показать/Спрятать  Компьютер и гитара

Показать/Спрятать  Разное

 ГЛАВНАЯ   КАРТА   ПОИСК   ФОРУМ   НОВОСТИ   О САЙТЕ   КОНТАКТ   ССЫЛКИ 
  -> Статьи о гитаре -> Разные статьи->  

Запись гитары на компьютере


     Эта статья для тех, кто записывает живую музыку на компьютере и самостоятельно пытается постичь тонкости искусства овладения звуком. Здесь подробно рассматриваются вопросы программной обработки звука гитары, но большое внимание уделено аппаратной части, что на мой взгляд очень важно для полноты восприятия материала. На эту тему в Сети можно найти много интересных статей, но я хочу поделиться своим опытом, приобретённым за многолетнюю практику.

     Долгое время я никак не мог понять, почему гитара у меня звучит сухо и неинтересно. Я просто подключал её к микшеру, пытаясь регуляторами тембра получить нужный звук. В лучшем случае применял различные эффекты, которые мало что давали. Большинство групп играло тогда на плохих усилителях с использованием примочек, об истинном предназначении которых я узнал намного позже. Мы ведь играли тогда музыку ранних Битлз на чистом звуке, поэтому примочки были не нужны. Но однажды я увидел фотографию Битлз, на которой рядом с гитарными усилителями стояли микрофоны. Я тогда был удивлён: неужели гитара пишется таким смешным способом? В советское время информация отсутствовала начисто. В книгах для радиолюбителей пропагандировались модные тогда транзисторные усилители, как наиболее прогрессивные. Лампы у нас считались "пережитком прошлого". А зря! В 1992 г. мне в руки попал журнал "IN/OUT", где подробно рассматривались вопросы звукоусилительной и записывающей аппаратуры. Я много экспериментировал с процессорами эффектов, изучал специальную литературу.

     Есть много способов получения качественного звука электрогитары, но все они связаны с использованием дорогостоящей аппаратуры, которая к тому же не всегда обеспечивает желаемый результат. В наш компьютерный век было бы непростительно упустить шанс и не попытаться смоделировать физические процессы, происходящие в аппаратуре усиления и обработки звука. Сейчас в студиях звукозаписи всё больше используются софтовые синтезаторы. Программное обеспечение развивается очень стремительно и способно буквально творить чудеса. А для музыкантов, занимающихся творчеством у себя дома и не имеющих доступа в профессиональную студию, компьютер открывает безграничные возможности. Эта статья для начинающих музыкантов. Как при минимальных затратах, имея в своём распоряжении лишь гитару и компьютер, получить хороший звук? Попытаемся разобраться.

Битлз в студии

Запись гитары

Обогащение частоты гармониками

     Для начала необходимо иметь представление о том, что происходит при записи гитары в студии. Инструмент подключают к ламповому гитарному усилителю и микрофоном снимают усиленный звук, который далее идёт в микшерный пульт для последующей обработки. От расположения микрофона относительно динамиков и его типа очень сильно зависит характер звука. Классическим примером микрофона для рок-музыки является Shure SM57. Он относится к микрофонам динамического типа (мембрана с катушкой движется в магнитном поле). Бывают ещё конденсаторные и ленточные микрофоны. Такая схема построения очень важна и является классической. Именно в ламповом усилителе формируется легендарный звук электрогитары, который мы слышим на записях любимых исполнителей. В современных цифровых процессорах обработки есть эффекты AmpSim (Amplifier Simulation) и CabSim (Cabinet Simulation), которые моделируют звук ламповых гитарных усилителей и кабинетов (гитарных колонок).

     Если зажать первую струну гитары, настроенной по камертону, на пятом ладу, то это будет нота ля с частотой 440 Гц. Но в звуке будут присутствовать ещё и обертона с частотами, кратными основной частоте: 880, 1760 Гц, и т.д., что соответствует второй и четвёртой гармонике ноты ля (440 умножаем на 2, 4, и т.д.). Это чётные гармоники. Но есть ещё и нечётные, которые можно подсчитать умножением основной частоты на 3, 5, 7, и т.д. Любой звук, - это спектр частот, в котором присутствует основной тон с максимальной амплитудой и комбинация гармоник, амплитуда которых тем меньше, чем выше их частота. Ламповые усилители обогащают спектр сигнала начальными гармониками, в основном второй и четвёртой, которые имеют благоприятное воздействие на слух человека и создают эффект узнавания музыкального инструмента, и частично подавляют нечётные, привносящие в звучание неприятный резкий оттенок. В аппаратуре Hi-Fi и Hi-End привнесение дополнительных гармоник является недопустимым. Здесь же как раз всё наоборот, - добавление чётных гармоник утепляет звук. Не последнюю роль играют также акустические системы. Ведь динамики имеют определённую индуктивность, а диффузоры привносят в звук инерцию, что делает его более плотным и скомпрессированным. Динамики также заваливают все частоты ниже 100 Гц и выше 10 кГц, выделяя тем самым диапазон звучания гитары. Это очень важный момент, дающий нам представление о характере звука.

     Чтобы лучше понять, как же всё-таки добиться грамотного использования гитарной обработки, ниже приведены примеры музыкального оборудования некоторых известных гитаристов. Картинки можно увеличить для более подробного изучения.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить
Joe Satriani 2000 Steve Vai 1999 Brian May 1999 Tom Petty 2000 Mike McCready 1997 Kurt Cobain 1992

     Есть несколько вопросов, которые необходимо решить для себя каждому, кто занимается компьютерной звукозаписью. Вот они: выбор звуковой карты, драйвера, подключение гитары к компьютеру, программное обеспечение. Для записи гитары на компьютере подойдут абсолютно любые звуковые карты, в том числе и интегрированные в материнскую плату. Ещё совсем недавно принято было считать, что чем карта качественнее и дороже, тем лучше. Сегодня я абсолютно точно могу сказать, что всё это не более чем маркетинговые игры на амбициях потребителей. Даже самая простая 16-битная звуковая карта способна вполне прилично оцифровать сигнал гитары. Проблема заключается в способах подключения гитары к компьютеру. Подавляющее большинство звуковых карт не имеет специального гитарного входа. Дело в том, что сигнал со звукоснимателей электрогитары имеет амплитуду порядка 20-40 мВ и сопротивление в несколько десятков килоом. Если подать сигнал на микрофонный вход звуковой карты, то он будет сильно перегружен, потому что рассчитан на подключение микрофона с амплитудой 3-5 мВ и сопротивлением всего 300 ом. Мало того, что из-за высокого коэффициента усиления микрофонного сигнала этот вход будет сильно шуметь (на уровне -50дБ), мы также имеем ещё и рассогласование по сопротивлению. Ведь сопротивление усилительного каскада должно быть в несколько раз больше сопротивления источника сигнала. Ламповые усилители тем и хороши, что имеют входное сопротивление порядка одного мегома (один миллион ом), что идеально для гитары. Подключать гитару на линейный вход тоже нет смысла, - его чувствительность порядка 300 мВ и там мы ничего не услышим. Можно, конечно, купить дорогую звуковую карту, но проблему с подключением она может не решить. Многие референсные карты рассчитаны на работу исключительно со студийными микшерными консолями, которые имеют сигналы линейного уровня (порядка 300-1000 мВ).

     В простейшем случае можно порекомендовать включать гитару через любую, даже самую простую гитарную педаль в режиме Bypass с последующей подачей сигнала на Line In звуковой карты. В этом случае и гитара и компьютер будут хорошо согласованы по уровням сигнала и по сопротивлению. Фирма Behringer выпускает недорогой гитарный USB интерфейс UCG102. В нём имеется гитарный вход с переключаемой чувствительностью, при этом его входное сопротивление составляет 250 или 400 килоом. Есть выход на наушники с регулятором громкости. Драйвер поддерживает частоты сэмплирования 32, 44 и 48 кГц. Его цена порядка 60-70 долларов. В комплекте имеется trial-версия ПО Guitar Combos Behringer Edition. Пожалуй наилучшим выбором для гитаристов в настоящий момент следует признать линейку гитарных процессоров фирмы Line6. Их успешно используют как в концертной практике, так и в студийной работе многие профессионалы во всём мире. Но цена от $ 300 до $1200 не должна расстраивать музыкантов-любителей. Сегодня на этом рынке существует очень большая конкуренция, а следовательно, - огромный выбор аппаратуры. Очень важно иметь чёткое представление о том, что именно вы хотите. В домашних условиях при помощи программ-эмуляторов можно получить то же самое, экономя при этом сотни долларов.

Behringer UCG102 Line6 Pocket POD Single Coil и Humbucker

     Звукосниматели гитары бывают трёх основных типов . Первый тип это Single Coil, в котором применяется один общий магнит и катушка для всех шести струн. Они отличаются повышенным уровнем шума, но имеют более равномерный спектр в области высоких частот за счёт меньшего числа витков катушки и относительно маленькой индуктивности, и как следствие - резонанс на более высоких частотах. Второй тип носит название Humbucker. В нём используются, как правило, одна общая магнитная система и две одинаковые катушки. Магнит положительным полюсом соединён с сердечниками одной катушки, а отрицательным, - с сердечниками другой. Таким образом мы имеем магнитное поле, замкнутое через струну, поэтому струна над датчиком тоже имеет два противоположных полюса: над одним сердечником - положительный, а над другим - отрицательный. Магнитный поток в катушках при колебании струны меняется противофазно. Звукосниматели этого типа отличаются повышенной чувствительностью и меньшим уровнем помех, что достигается последовательным включением катушек с противофазными сигналами, вследствие чего помехи взаимоуничтожаются, а звук становится более чистым и естественным. Датчики Humbucker практически не шумят, но имеют спад частотной характеристики на высоких частотах из-за большей индуктивности и низкого резонанса. Чтобы скомпенсировать этот недостаток, современные звукосниматели Humbucker имеют относительно небольшое число витков и соответственно малую индуктивность. Они больше подходят для рок-музыки, в которой принципиальное значение имеет большое усиление сигнала. Звукосниматели третьего типа называются Humcanceller, или Stack Humbucker. Они состоят из двух катушек, расположенных одна под другой. Таким образом устраняются фазовые искажения, ведь звук снимается из одной точки струны. Правда ЭДС (электродвижущая сила), наводимая в верхней катушке, имеет большую амплитуду, чем в нижней, - она ведь ближе к струне. По звучанию Humcanceller идентичны звукоснимателям Single Coil, с подчёркнутыми высокими частотами, и одновременно в них отсутствуют шумы, характерные для последних. Хотя общая амплитуда сигнала у них ниже.

     Для подключения гитары к компьютеру я использую USB аудио интерфейс EDIROL UA-25EX фирмы Roland. Он хорош тем, что имеет комбинированные XLR/TRS разъёмы, к которым можно подключать как высококачественные конденсаторные микрофоны с фантомным питанием +48 В, так и электрогитары. Для этого имеется переключатель Hi-Z, который специально предназначен для режима усиления сигналов с высоким входным сопротивлением. Но что не менее важно, гитарный вход выполнен по балансной схеме, что встречается только в аппаратуре профессионального класса. Этим обеспечивается полное отсутствие фона переменного тока (если гитара соответствующим образом доработана, об этом чуть ниже). Есть встроенный компрессор-лимитер с регулировкой порога срабатывания, который даёт заметный выигрыш в отношении сигнал/шум и предотвращает цифровую перегрузку. Питается аппарат от шины USB. Имеется поддержка ASIO 2.0, но задержка сигнала настолько маленькая, что при использовании софт-обработки ощущение такое, что играешь на настоящем DSP. И даже кнопка Direct Monitor, которая тоже присутствует, может и не пригодиться вовсе. Обмен данными между UA-25EX и компьютером осуществляется в формате до 24 бит 96 кГц. Хотя для домашней записи вполне хватит и 24 бит 44 кГц. Также имеются оптические SPDI/F и MIDI входы-выходы. Аппарат выполнен в прочном алюминиевом корпусе, а переключатель GROUND LIFT помогает избавиться от шума, если образовалась земляная петля. EDIROL UA-25EX используется не только как входной предусилитель, но и как внешняя звуковая карта, которая снимает практически все проблемы с оборудованием. Причём вся вкусность данного девайса заключается в том, что его можно подключать к любому компьютеру, ноутбуку и даже нетбуку, оборудованному интерфейсом USB. В двух последних случаях подразумевается, что ни о каком мало-мальски серьёзном аудио интерфейсе в изначальном варианте речи вообще не идёт. С EDIROL UA-25EX любой компьютер превращается в очень грамотную домашнюю студию звукозаписи. Конечно, актуальность ресурсов CPU в хост-приложениях остаётся, но о проблемах с подключением гитары и микрофона к компьютеру, а также о пресловутой задержке сигнала забываешь полностью, и можно уже сосредоточиться на творческом процессе, что очень важно.

<
Распайка звукоснимателей

EDIROL UA-25EX

     Следует особо остановиться на распайке звукоснимателей. На свою гитару Musima Elgita я поставил два недорогих тайваньских хамбакера Gifmen 1RF, которые оказались весьма неплохого качества. Распайка выполнена по балансной схеме и не имеет соединения экрана с катушками звукоснимателей . Эту фишку я сам придумал, и честно говоря до конца не уверен, что это правильно. Потому что гитары так никто не подключает. Так раньше соединяли головки в кассетных магнитофонах, в которых уровень звукового сигнала ещё меньше. Я также заземлил подставку для струн, а через неё и струны, - они ведь металлические и являются хорошим экраном, т.к. накрывают достаточно большую площадь над поверхностью звукоснимателей. Все экранирующие провода соединяются в одной точке, - на земляном контакте гнезда для подключения гитарного кабеля. Это сделано для того, чтобы избежать блуждающих токов. Также я отсоединил все регуляторы громкости и тембра гитары, которые создают дополнительные помехи и сажают сигнал, а для домашней звукозаписи малопригодны. Сдвоенный переключатель, коммутирующий звукосниматели (см. схему вверху), состоит из двух одинаковых секций SW1.1 и SW1.2. В положении 1 подключён датчик Neck, расположенный у грифа. Звук в этом случае более тёплый с большим сустейном, т.к. струна в этом месте имеет наибольшую амплитуду колебаний. В положении 2 включены последовательно оба датчика, и сигнал на выходе имеет наиболее широкий спектр за счёт смешивания тёплых гармоник с Neck и металлических оттенков с Bridge. В положении 3 включён только звукосниматель Bridge, расположенный у подставки, и звук при этом имеет резкий оттенок с преобладанием высокочастотных гармоник. В положении 4 включена половина датчика Bridge. В данном случае я попытался заставить работать Humbucker как Single Coil. В звуке действительно появляется больше высоких частот, но и шумы тоже увеличиваются. Поскольку распайка звукоснимателей выполнена по балансной схеме, то гитару я подключаю стерео-кабелем джек-джек с тремя контактами к предусилителю EDIROL UA-25EX, в котором, как я уже упоминал выше, имеется балансный вход. Можно, конечно, использовать обычный гитарный кабель с двумя контактами, но в этом случае в звуке появится фон переменного тока, хотя и не очень сильный. Но надо учесть, что при последующей обработке софт-плагинами этот фон резко возрастёт.

     Также не лишним будет упомянуть о влиянии компьютерных мониторов на звук гитары. В этом смысле LCD мониторы являются более предпочтительными, т.к. не имеют электромагнитного излучения, характерного для CRT мониторов старого типа. Излучение это становится особенно заметным, если гитара и кабель плохо экранированы, а входной каскад усилителя имеет малое входное сопротивление, и проявляется в виде неприятного фона, который ещё больше усиливается при игре с эффектом Distortion.

     Очень важным моментом является выбор драйвера. Для полноценной обработки звука гитары в реальном времени это должен быть обязательно ASIO-драйвер ( Audio Stream Input Output). Он обеспечивает на аппаратном уровне минимальную задержку (latency) между ударом по струне и тем моментом, когда вы услышите звук. Ведь компьютеру нужно время, чтобы перекодировать сигнал гитары из аналоговой формы в цифровую, обработать его хост-приложением, а затем снова преобразовать в аналоговую форму. С ASIO-драйвером реальная задержка составляет порядка 5 миллисекунд, т.е. на слух она практически отсутствует. В Интернете можно найти универсальный драйвер ASIO4ALL, который подходит для любых звуковых карт.

     Что у нас осталось? Софт. Это, пожалуй, самый интересный момент. Существует довольно много модулей обработки гитарного звука, оформленных в виде подключаемых DX и VST плагинов. Они могут работать в любых хост-приложениях, таких как Cubase, Sonar и т.д. Наиболее известные гитарные плагины представлены на картинках вверху. Практически в каждом из них существует возможность выбора типа виртуального усилителя, акустики, микрофонов и эффектов. В пакет плагинов Guitar Combos фирмы Native Instruments входят три гитарных комбика: AC Box Combo, Plexi Combo и Twang Combo. Они выглядят потрясающе и звучат как настоящие. У каждого свой уникальный звук и набор регулировок. Первый из них моделирует звучание и интерфейс комбо-усилителей легендарной фирмы VOX серии AC. Этот звук вошёл в историю благодаря гитаристу группы Queen Брайану Мэю. С этих усилителей также началось британское вторжение в рок-музыку. Plexi Combo моделирует звучание не менее легендарных усилителей Marshall, которые не нуждаются в представлении. Это классический для рок-музыки звук, который очень ценят гитаристы, играющие в тяжёлых стилях. И, наконец, Twang Combo. Это модель комбиков фирмы Fender, звук которых идеально подходит для блюзовых соло-гитар и скрежещущих гитарных риффов. Все три модели работают как DX, VST и RTAS плагины, а также как самостоятельные (standalone) программы. Они выполнены по технологии Digital Tube Response, в основе которой лежит импульсное моделирование акустической среды. От себя могу добавить, что по удобству работы Guitar Combos нет равных. Не надо ничего мудрить, - просто подключаешь гитару и играешь, как с настоящим усилителем.

Guitar Combos Выделение фрагмента шума Noise Reduction

     Практически все гитарные плагины достаточно хорошо справляются со своей задачей, моделируя звучание различных гитарных усилителей и кабинетов. Единственная неприятная вещь, с которой сталкиваются почти все музыканты, это высокий уровень шума обработанного сигнала. Ведь суть обработки заключается в эффекте переусиления (по-английски overdrive) и придания чистому синусоидальному сигналу формы, близкой к прямоугольной. При этом звук обогащается гармониками, приятными для слуха. Но вместе с полезным сигналом многократно усиливаются все шумы и наводки переменного тока. Как с этим бороться? Частично я уже рассказал об этом выше, когда речь шла о подключении гитары к компьютеру. В принципе, можно после гитарного плагина включить плагин из разряда Noise Gate и больше не ломать голову над этой проблемой. Но на мой взгляд, применять этот эффект имеет смысл лишь в концертной практике. Основные его недостатки, - это дискретность срабатывания и принципиальная невозможность фильтрации шумов. Он работает как усилитель, отключающий звук при заданном минимальном пороговом значении. И раз уж речь идёт о звукозаписи, пускай и домашней, имеет смысл побороться за лишние несколько децибел полезного сигнала.

     Для борьбы с шумами я использую дополнительный звуковой редактор Adobe Audition. После того, как гитарный трек в Cubase записан и звучание настроено, я устанавливаю для него режим Solo, заглушая все остальные треки, расставляю маркеры начала и конца в соответствующих местах, и при включённой обработке экспортирую его в отдельный файл в формате 32 Bit Float. Это нужно для того, чтобы свести к минимуму деградацию цифрового сигнала при деструктивном off-line редактировании. Затем сохраняю проект и выхожу из Cubase. Дальше запускаю Adobe Audition и открываю wav-файл с гитарным треком. Выделяю фрагмент шума в том месте, где отсутствует звук гитары. Фрагмент должен быть как можно большей длины. Выбираю эффект шумоподавления из меню Effects/Noise Reduction/Noise Reduction. В секции Noise Reduction Settings выставляю значение FFT Size на 24000 points, нажимаю кнопку Capture Profile для анализа спектра выделенного фрагмента шума, и кнопкой Close закрываю окно шумоподавителя. Дальше левой кнопкой мыши шёлкаю в любом месте спектрограммы файла, чтобы снять выделение. Снова применяю команду Effects/Noise Reduction/Noise Reduction, уже ко всему файлу. Нажимаю кнопку Preview для предварительного прослушивания эффекта. Слайдером Noise Reduction Level устанавливаю уровень подавления шума, обычно в пределах 70-90%. Если результат устраивает, то жму OK. Программа вычитает спектр шума по заданному алгоритму из всего файла. Дальше сохраняем файл и выходим из программы. Снова запускаем Cubase и импортируем обработанный файл на свободный Audio трек. При этом исходный записанный файл можно удалить и обработку отключить, высвободив тем самым ресурсы CPU.

     Применённый цифровой шумопонижающий фильтр, о котором лет пятнадцать назад можно было только мечтать, даёт поразительные результаты. Звук гитары становится гораздо чище, ведь мы в качестве образца спектра, который нужно удалить, задали фрагмент шума, а спектр звука гитары полностью там отсутствовал. Предлагаю прослушать два фрагмента одинаковой длины. В первом из них звучит гитара, обработанная плагином Plexi Combo с пресетом Texas Cruising. Во втором всё то же самое, только с применённым эффектом шумоподавления. Обратите внимание на самое начало, где особенно хорошо слышна разница звучания. Реальный эффект шумопонижения, измеренный в программе Adobe Audition, составляет около 30 dB! Ещё один нюанс: в той же Adobe Audition участки пауз между сыгранными фразами можно полностью заглушить, применив к ним эффект Silence из меню Effects. А чтобы не было неприятных на слух щелчков при переходе от Silence к звуковым фрагменам, их начала и концы можно обработать эффектами Fade In и Fade Out из меню Effects/Amplitude/Amplify/Fade. Это создаст эффект мягкого входа и выхода из звучащих партий, очень приятного на слух.

Фрагмент 1, mp3 124 kB Фрагмент 2, mp3 124 kB

     Фирма Native Instruments, знаменитая своими виртуальными музыкальными инструментами, выпустила очередную версию гитарного процессора Guitar Rig 3. Он выполнен в виде виртуальной рэковой стойки, в которой при помощи комбинации модулей обработки можно добиться того или иного звучания. В секции Amps имеется 12 типов усилителей: Tweedman, AC Box, Twang Reverb, Plex, Jazz Amp, Lead 800, Gratifier, Bass Pro, Citrus, Ultrasonic, High White, Tweed Delight. Появилась новая функция Matched Cabinet, которая автоматически активирует соответствующий усилителю определённый тип кабинета. Всего имеется 17 гитарных и 6 басовых кабинетов, 44 модуля эффектов, 9 типов микрофонов с регулировкой позиции каждого из них.

     Есть очень интересный модуль Tapedeck, - это плеер, который проигрывает файлы в форматах mp3, aif, aiff и wav. Под него очень удобно репетировать. Регулятором Transpose можно сдвигать тональность записи в пределах двух октав с шагом в полтона, причём скорость воспроизведения при этом не меняется. Регулятор Tune служит для более точной настройки. Регулятором Tempo можно менять скорость воспроизведения без изменения тональности. Кнопками Loop In и Loop Out можно выделить фрагмент файла, который будет воспроизводиться циклически. Есть функция записи обработанных гитарных партий в формате wav. Это очень удобно, если программа используется как самостоятельное приложение, а не как плагин. Переключатель Play ставится в положение At Input, если воспроизводится гитарный файл, требующий обработки, или в положение At Output, если воспроизводится музыкальная фонограмма, под которую вы репетируете. В этом случае обработке подвергается только звук гитары, подключённой к входу программы. Хочется также отметить замечательно реализованный и очень наглядный тюнер. С его помощью настраивать гитару одно удовольствие.

     По качеству звука, а также по исполнению в целом, Guitar Rig 3 занимает одно из лидирующих мест среди аналогичных программ обработки звука. Теперь у музыкантов нет необходимости таскать с собой повсюду довольно шумные гитарные педали, путаться в проводах, быть зависимыми от звука одного-двух усилителей. В их арсенале появилась очень мощная фабрика по обработке гитарного звука, которая с лёгкостью волшебника предоставит вам любой усилитель, кабинет или эффект простым переключением пресета. Можно добиться нескольких тысяч различных вариантов звучания.

     Другой плагин, носящий название Amplitube 2 от IK Multimedia, - это прямой конкурент Guitar Rig. Интерфейс и звучание, по сравнению с первой версией, выполнены гораздо качественнее. В нём имеется 14 типов предусилителей, 7 моделей усилителей мощности, 16 моделей кабинетов, 6 типов микрофонов, 21 гитарная педаль и 11 рэковых эффектов . Можно собрать две независимых цепи прохождения сигнала, которые будут работать параллельно. В общем, всем рекомендую. Существует несколько разновидностей этого плагина: собственно Amplitube 2, Amplitube Jimi Hendrix, Amplitube Metal и Amplitube Fender. Все они имеют свой характерный звук, который бывает нужен в разных стилях музыки.

Guitar Rig 3 Amplitube и Ampeg SVX

     Существует также специализированный басовый плагин Ampeg SVX от IK Multimedia. Его работа основана на алгоритмах, моделирующих звучание известных басовых комбо-усилителей Ampeg. Музыканты обычно хорошо слышат разницу звучания цифровых процессоров и высококачественного аналогового оборудования. Для придания максимального реализма и музыкальности звучания фирмой IK Miltimedia была специально создана высокоточная технология DSM, повторяющая во всех нюансах работу настоящих усилителей, кабинетов, микрофонов и эффектов. Эта же технология лежит в основе плагина Amplitube 2. В Ampeg SVX есть 4 басовых усилителя: BA-500, B-15R Portaflex, SVT-CL, и SVT-4PRO, 6 моделей реально существующих кабинетов: BA-500 2x10, SVT-410H 4x10, SVT-810E 8x10, PB-212H 2x12, Ampeg B-15R 1x15, BXT-410H 4x10, 6 типов микрофонов и 8 эффектов. Все выполнено на очень высоком уровне, - как по качеству звука, так и с точки зрения графического исполнения, что очень радует.

     В конце февраля 2007 г. появилась ещё пара плагинов гитарной обработки, заслуживающих упоминания в этой статье. Первый из них, это ReValver Mk II, второй релиз этой легендарной марки. Несмотря на схожесть графического интерфейса с первой версией, программа была значительно усовершенствована и дополнена многими полезными функциями.Теперь имеется семь секций обработки: Stomp Boxes, Amps, Preamps, Poweramps, Speakers, Effects, Tools. Имеется масса настроек, вплоть до выбора типов ламп и режимов их работы. В секции Speakers есть два режима: Convolution speaker simulation, основанный на импульсном моделировании, и Speaker Construction Set (SCS), в котором можно вручную задавать физические размеры акустики, выбирать количество и тип динамиков (всего 7 типов), и тип микрофона (20 типов), задавать расстояние от микрофона до динамиков, смещение от центра и угол наклона. В секции Effects появилась возможность загружать любые VST плагины, что особенно бывает полезно в режиме Standalone. Загружать пресеты стало намного удобнее, это по-достоинству оценят пользователи первой версии ReValver. Появился также гитарный тюнер и ещё множество дополнительных возможностей, которые делают комфортным процесс создания музыки и выводят его на более профессиональный уровень. Звучание ReValver Mk II очень впечатляет, оно отличается натуральностью и вполне конкурирует с плагинами гитарной обработки, описанными выше.

     Второй плагин от Magix из пакета Samplitude FX Suite называется Am-Phibia. В нём, помимо функций оптического компрессора, лампового предусилителя-эксайтера, фильтров предварительной и пост-обработки, имеется режим гитарного усилителя и эмулятора кабинетов. Есть 16 пресетов обработки гитары с характеристиками, типичными для усилителей Marshall/Fender, и 7 пресетов для бас-гитары, которые моделируют работу басовых усилителей Peavey. Звук также неплох, а в сочетании с другими плагинами из этого пакета, такими как Am-Pulse, Am-Track, VariVerb Pro, Corvex, Ecox и Filtox можно добиться полноценной обработки гитары в хост-приложениях.

     Плагин Virtual Guitar Amp фирмы Studio Devil, несмотря на свой скромный интерфейс и небольшой по нынешним временам дистрибутив, - всего 3,7 Мб, порадовал натуральностью звучания. В нём моделируется работа вакуумных ламп 12 AX7A, на которых построено подавляющее большинство гитарных предусилителей. Опытные гитаристы почти наверняка отдадут предпочтение более навороченным плагинам обработки. Но иногда удачно подобранные пресеты, которыми может похвастаться Virtual Guitar Amp, могут оказать решающее значение в каких-то конкретных случаях. Особенно хорошо звучат здесь "тяжёлые" пресеты, воспроизводящие звучание усилителей Fender Twin, Vox AC30, Peavey Classic 30, Marshall JTM45, Marshall JCM800, Laney VH-100R, Matchless Chieftain, Mesa Boogie Dual Rectifier, Soldano SLO, Marshall JMP-1 Rack Preamp.

ReValver Mk II

Am-Phibia и Virtual Guitar Amp

Guitar Tool Rack 3

     Фирма Waves порадовала выходом третьей версии ставшего уже популярным у гитаристов плагина Guitar Tool Rack. Работать с ним стало гораздо удобнее за счёт более грамотной организации секций эффектов, усилителей, кабинетов и хроматического тюнера. В секции эффектов можно собрать цепочку из шести последовательно работающих эффектов, среди которых: Compressor, Gate, Tone, EQ, OverDrive, Distortion, Fuzz, Buzz, Metal, Flanger, Vibrolo, Panner, Phaser, Octaver, WahWah, Chorus, Doubler, Pitcher. Секция усилителей содержит сразу два усилителя, работающих независимо друг от друга и обрабатывающих сигналы левого и правого каналов. Таким образом можно получить очень интересное и разнообразное звучание. Всего четыре типа усилителей. 5 пресетов Clean Amps, 5 пресетов Drive Amps, 9 пресетов High Gain Amps и 7 пресетов Bass Amps. Guitar Tool Rack 3 очень качественно моделирует звучание известных усилителей Marshall, Fender, Vox, Ampeg, Mesa Boogie, и многих других. Секция кабинетов моделирует звук 22 типов кабинетов и 13 типов микрофонов. В целом звучание очень хорошее.

     Шведская фирма Softube представила сразу два плагина гитарной обработки. Первый называется Vintage Amp Room. В основе его работы лежит запатентованная технология акустического моделирования. Он обладает очень достойным натуральным звуком лучших гитарных усилителей. Доступны три модели усилителей: White Amp, который воспроизводит классический перегруженный рок-н-ролльный звук, Brown Amp, обладающий чистым, но в то же время тёплым и плотным звуком, который хорошо подходит для кантри и блюза, и наконец Green Amp, который основан на звуке британских усилителей середины 60-х годов. Они моделируют звук соответственно Marshall JCM 800 с кабинетом 4 x12, Fender Twin Reverb Combo 2x12 и Vox AC30 с динамиками Celestion. Виртуальные микрофоны можно передвигать мышью в любую точку виртуальной комнаты, изменяя тем самым акустику звучания. Плагин обладает понятным дружественным интерфейсом, являясь прямым конкурентом Guitar Combos от Native Instruments. Второй плагин носит название Acoustic Feedback. Он предназначен для моделирования акустической обратной связи, когда звучащая гитара располагается в непосредственной близости от динамиков. В этом случае струна воспринимает колебания диффузора динамика и возбуждается на собственной резонансной частоте. Acoustic Feedback включается после любого плагина, моделирующего гитарный усилитель. Ручка Feedback регулирует глубину обратной связи, а Mix выставляет соотношение уровней нормального и возбуждённого сигналов. Когда вы играете любые пассажи на гитаре, то эффект минимален. Но стоит взять длинную ноту, и в режиме сустейн возникает обратная связь. Индикатор Tolerance показывает степень возбуждения. Очень красивый певучий эффект, после которого возникает ощущение, что вы немножко Джимми Хендрикс.

     Фирма Plektron выпустила мощный гитарный плагин Guitar Amp. Интерфейс очень похож на ReValver, но внешне всё гораздо симпатичнее. Звуковые модули, которые можно точно так же комбинировать в любой последовательности, разделены на пять секций. В первой секции Amps доступны усилители: British, HighWatt, HighWatt MK2, ComboVox, Krain, AudioSonic, BassVox. В секции Cabs and Dist. можно выбрать кабинеты и перегрузку: Cabinet 1, Cabinet 2, Mics Cabs, Metal Scream, Fuzz, Tube Gain. В секции Modulation лежат эффекты фазовой, амплитудной и частотной коррекции: Phaser, Chorus, Tremolo, Flanger, Voices, 2Pitch, Vibrato. Секция Filters and Eq служит для управления тембром, амплитудой и компрессией сигнала: Parametric EQ, Compressor, Control Volume, Wah Wah, Modern Wah, Multi Filter. Есть ещё секция Other, в которую вошли эффекты реверберации и синтеза новых звуков: Ambience, WeirDelay, Vintage Reverb, Reel Delay, Synthetizer, Multi OSC, Submix. В комплекте идут барабанные лупы, под которые удобно репетировать. Звук не уступает флагманам моделирования гитарных плагинов. Единственное, что немного огорчило, - нагрузка на процессор могла бы быть поменьше. Дистрибутив плагина 55 Мб.

Acoustic Feedback

Vintage Amp Room

Plektron Guitar Amp

     Следующий плагин, созданный фирмой Audio Ease, называется Speakerphone. Он построен по технологии импульсного моделирования, которая в последнее время широко используется в программах обработки звука. Её суть заключается в том, что реальная акустическая среда, звучание которой нужно воспроизвести, подвергается прохождению так называемого свипа (от англ. sweep) , т.е. частоты с переменным спектром, - от самых низких слышимых частот до самых высоких. На выходе сигнал, который прошёл весь электрический и акустический тракт испытываемого оборудования или помещения и приобрёл все его свойства, снимается широкополосным микрофоном с плоской АЧХ. Затем при помощи определённых алгоритмов формируется короткий импульс, т.е. щелчок, спектр и временные характеристики затухания которого будет соответствовать характеристикам испытываемого тракта. Таким образом можно получить точную копию звучания не только реального концертного зала, но и вообще любого устройства воспроизведения звука, включая материал, из которого он изготовлен и особенности звучания его электронных компонентов. Затем этот импульс уже в качестве образца подаётся в программу обработки звука с целью повторить какое-то конкретное звучание. Speakerphone, используя технологию импульсного моделирования, воспроизводит звучание большого количества моделей радиоприёмников, проигрывателей, переносных радиостанций, сотовых телефонов и гитарных усилителей в том числе. Причём моделируется не только усилитель, но и акустическая среда. Большое впечатление на меня произвела реверберация со стереоэффектом. Можно задавать параметры: Distortion, Room, EQ, Crush, Gate, Compressor, Modulation, Delay и многое другое. Про каждый усилитель имеется справочная информация с описанием и фотографией. Мне очень понравился звук простых усилителей, таких как Fender Deluxe 1952 года и Gibson GA 20 1951 года с характерной подчёркнутой атакой и абсолютно ламповым звучанием. Я такой звук давно не слышал. На этих уникальных аппаратах начинали когда-то многие известные рок-звёзды в 50-х годах. И сейчас мы можем всё это услышать!

Speakerphone



Импульсы в Speakerphone сняты с реальных гитарных усилителей

     Грамотное использование программной обработки звука гитары позволяет добиться неплохих результатов даже в вашей домашней студии на базе компьютера. При этом нет необходимости покупать дорогостоящие процессоры обработки, а компьютерный музыкант не скован тесными рамками студийного времени. Благодаря компьютерным программам и большому опыту, накопленному в этой области, творческий процесс имеет все шансы стать по-настоящему увлекательным и бескомпромиссным. Желаю удачи.

Автор статьи: Юрий Макаров


Смотрите также:

Уход за гитарой >>
О струнах >>
Очистка гитары >>
Наладка гитары >>
Хранение гитары >>
Настройка >>
Разные статьи >>

Источники инфо >>

Design © 2011-2024 Igor Varfolomeev / Сейчас посетителей на сайте: 15