Будучи одним из отцов-основателей электрогитары, гениальным изобретателем и конструктором – и самым настоящим гитаристом – Лес Пол является одним из величайших национальных достояний нашей страны. Настоящая живая легенда, Лес Пол начал свою уникальную карьеру задолго до начала использования технологии ленточной записи. И можно уверенно заявить, что его игра повлияла на последующие поколения гитаристов. Вы сможете уловить отголоски игры Леса у каждого гитариста, начиная от Джеффа Бека, Кита Ричардса и Дэнни Гэттона до Джорджа Бенсона, Пэта Мартино и Брэда Пэйсли. Но такое огромное влияние оказала не только лишь игра Леса. Его изобретения буквально изменили мир.
Всё завертелось десять лет спустя, после того как Лестер Уильям Полсфус родился 9 июня 1915 года в городке Ваукеша, штат Висконсин. Ранняя любовь Леса к чтению и всевозможного рода поделкам и привела к тому, что он запросто переделывал те вещи, которые попадали к нему в руки, для соответствия своим потребностям. Приделывал ли он иглу граммофона к своей первой гитаре Sears-Roebuck для усиления звука (уже приблизительно в 1927 году!) или изготавливал держатель для губной гармошки из проволоки (одно из многих патентованных изобретений Леса Пола) – с ростом собственного интереса в музыке он просто изобретал то, что ему было необходимо для своих нужд.
Сначала Лес Пол, занимаясь тем, что он называл «множественная» запись, прокалывал дополнительные отверстия в специальных листах для пианолы, которые были у его матери. Затем он стал использовать пару станков для «нарезки» дисков. Лес записывал партию напрямую на ацетатную пластинку со скоростью 78 оборотов в минуту, а затем добавлял вторую партию, играя под первый диск и одновременно «нарезая» второй. Повторяя эту процедуру, Лес мог записать столько дорожек, сколько он хотел. Но был один недостаток – любая «лажа» означала нарезку предыдущего диска с самого начала. Мол, давай, лажай – и окажешься на том же месте, где и начал! Со временем Лес установил несколько роликов разного диаметра для контроля интервалов скорости двигателей станков, что позволило ему записывать партии на уменьшенных скоростях и возвращать нормальную скорость при проигрывании. Как только он с этим освоился, Лес заперся в домашней студии и, после примерно 500 попыток, получил нечто абсолютно доселе неизвестное, причём сразу изменившее музыкальный мир. Удивительный «новый звук» Леса Пола, впервые запечатлённый на таких записях 1948 года как “Lover” и “Brazil”, являлся невообразимым звуковым калейдоскопом, состоящим из магически быстрой гитарной игры Леса, прорывающейся через полотно аранжировки с невероятной скоростью. Лесу не терпелось продолжать развивать достигнутый успех (отчасти для облегчения работы) – для этого он дополнил немецкий магнитофон, полученный от Бинга Кросби, ещё одной головкой и таким образом изобрёл первый магнитофон, позволивший делать наложения при записи. Но Леса ждала серьёзная неприятность – автомобильная авария, после которой его правая рука навсегда осталась в «играющем» положении. Лес продолжил записываться во время реабилитации и в 1949 году женился на привлекательной молодой певице по имени Коллин Саммерс, которую он незамедлительно переименовал в Мэри Форд. Многослойные аранжировки Леса под ангельский голос Мэри имели большой успех, и дуэт стал одним из крупнейших международных явлений в музыкальном бизнесе. Они записали сотни песен, включая взошедшие на вершины чартов хиты “How High the Moon” и “Vaya Con Dios” (большая выборка из каталога песен, записанных дуэтом на Capitol, была представлена на диске 1991 года под названием Les Paul: The Legend & The Legacy), семь лет снимались в собственном телевизионном шоу и оставались вместе вплоть до развода в 1964 году. (Мэри умерла в 1978.)
С тех пор Лес Пол успел получить 5 премий Грэмми (включая одну за альбом 1977-го года Chester & Lester, записанный с Четом Эткинсом и две за альбом 2005-го года Les Paul & Friends: American Made World Played), стать членом Зала славы рок-н-ролла, почётным членом общества инженеров по звуковой технике, а также удостоиться многих прочих высоких почестей. Захватывающая и вдохновляющая история Леса была запечатлена и на бумаге, и на видео, поэтому давайте-ка перейдём сразу к основному – человеку и его музыке. Но сначала вам лучше…
1. СЛУШАТЬ СВОЮ МАМУ
Самый ранний музыкальный опыт был получен Лесом на пианоле, принадлежащей его матери, которую ему разрешалось заводить за выполнение работ по дому. Примерно в 1926 году Лес так долго смотрел на то, как рабочий, прочищавший канализацию перед его домом, играет на губной гармошке во время перерыва, что просто вынудил отдать ему гармошку. Мама незамедлительно её прокипятила. Наконец, заполучив собственный инструмент, Лес начал исполнять песни в стиле кантри в местных забегаловках под псевдонимом Red Hot Red, но вскоре понял, что ему нужен был аккомпанирующий инструмент, на котором можно было бы одновременно петь и играть! Он попробовал пианино, но ему не понравилось сидеть спиной к зрителям. Затем, по предложению мамы Лес попробовал играть на банджо. Сам инструмент ему понравился, а вот звук он посчитал слишком резким. На помощь опять пришла мама и предложила парнишке заняться гитарой. Всё, что было дальше, - уже история. Лес продолжил исполнять кантри под именем Rhubarb Red, но вместе с тем начал проявлять интерес к джазу, который он слышал по радио, и изучать игру Колмэна Хоукинса, Эрла Хайнса, а позже и Эдди Лэнга и Джанго Рейнхардта. Разрываясь между прибыльными кантри и низкооплачиваемыми джазовыми выступлениями, Лес в конце концов последовал зову своего сердца и выбрал джаз. Это был мудрый шаг, который вскоре привёл к началу карьеры, превративший Леса из обычного музыканта в лидера трио.
2. НАЗВАТЬ И ЗАЯВИТЬ ПРАВА
Лес начал попытки уговорить производителей гитар изготовить ему цельнокорпусную электрогитару уже в 1934 году, но лишь в 1941 его стали пускать на фабрику «Эпифон» по воскресеньям, чтобы он наконец-то смог изготовить первый полностью рабочий инструмент своей мечты. «Полено» состояло из двух звукоснимателей (ещё одно изобретение Леса), приделанных к средней части, размером 2 на 4 дюйма, и грифа от гитары «Эпифон», усиленного стальным анкером. Корпус был украшен декоративными «крыльями», который создавал внешний вид, напоминающий арктоп с полым корпусом. Год спустя он изготовил гитару из алюминия, у грифа которой не было головы. Оба инструмента олицетворяли теорию Леса о том, что звукосниматели на гитаре должны быть как можно сильнее изолированы от верхней части. Он показал «полено» руководству компании «Гибсон» в 1946 году, но был вежливо выставлен за дверь. Целых шесть лет заняли переговоры , но компания «Гибсон» наконец-то сдалась и начала производство гитар модели Лес Пол золотого цвета в 1952 году. За этим последовала улучшенная гитара Custom в 1954, и Standard в 1958 (а также несколько менее дорогих моделей). Косметическое изменение окраски гитар на новую яркую расцветку санбёрст, а также небольшие доработки конструкции породили за следующие два года «Святой Грааль» гитарного мира – самые желанные гитары Лес Пол 58-го и 59-го годов расцветки санбёрст. Рядом с этими красотками находилась последняя санбёрстовая модель серии Standard, произведённая в 1960-м году. В период между 1961 и 1963 компания «Гибсон» сменила дизайн на менее толстую деку с двумя вырезами – часто эту модель ошибочно называют моделью Мэри Форд – без одобрения Леса. Гитары Лес Пол серий Standard и Custom, произведённые в этот период обычно называют «Les Paul/SG» но SG официально появилась в 1964 году, когда Лес прекратил отношения с компанией «Гибсон». Почти пять лет спустя Лес заключил новый контракт, и компания возобновила производство гитар Лес Пол с одним вырезом в 1968 году. Ещё через год за этими переизданиями пошли специальные гитары для записи с низким импедансом, носившими название «Излюбленный Лес Пол Леса» (хотя он сам играет на несерийном инструменте). С тех пор компания «Гибсон» произвела несметное количество гитар, носящих имя Леса, включая такие серии, как Standard, Custom, Signature Artist Model и Relic, а также все похожие и бюджетные гитары, лицензия на которые в настоящее время находится у компании «Эпифон». Трудно представить что-либо почётнее, чем осознание синонимичности своего имени и цельнокорпусной электрогитары.
3. ВЫДЕЛЯТЬСЯ ИЗ ТОЛПЫ
Когда мама Леса сказала, что по радио не может отличить игру своего сына от игры других гитаристов, тот немедленно стал искать решение проблемы. Вскоре Лес стал сдабриватьл свои мелодии и соло быстрыми и запоминающимися фразами-украшениями, взятыми ото всех и подходящими почти ко всем музыкальным стилям. Среди них были взятые приёмом «тремоло» глиссандо, быстрые трели, диссонансные малые секунды, стаккато с глушением струн, подтяжки и, конечно, невообразимые забеги по грифу с использованием восходящего и нисходящего легато. В примере 1а показана типичная партия Леса, состоящая из триолей, взятых нисходящим легато, в фа - и это так, просто сыграйте си-бекар. А вот в примере 1b показано использование Лесом этой фразы вместе с дерзкими 3-плюс-b3/#9 малыми секундами в крышесносящем блюзовом обороте I-V, когда он ещё играл на акустической гитаре, где-то в 1936 году. В примере 1c глиссандо длительностью в целый такт, извлечённое тремоло, переходит в другую версию пробега и открывает каденцию в ля миноре, которую Лес сыграл на электрогитаре в 1944 году, в одном из дублей песни “Dark Eyes”. И эта фраза всё ещё используется Лесом в наше время. Пример 1d на основе до мажора транспонирует наши целые тона в пятую и четвёртую позиции для соответствия джазовой доминантной прогрессии II7-V7 (D7- G7). Тональности редко ограничивали использование Лесом открытых струн. Наглядный пример: живая мелодия в Bb в примере 1e опирается на открытую струну соль, чередуясь с бесчисленными нисходящими и восходящими легато. Зашибись! И, наконец, две легатные ¾ гемиолы – одна в двухголосном изложении – дополняют эту фразу в примерах 1f и 1g. Каждая мелодия в размере 3/8 занимает три полных доли для возвращения в исходную точку. Лес достигал таких темпов ускорением записи партий, поэтому расслабьтесь и просто уменьшите скорость.
4. ДОБАВЛЯТЬ СВИНГ
По собственным словам, ранние записи Леса (когда он был простым музыкантом у блюзового певца Джорджия Уайта) отличались избыточной игрой. «Я хотел, чтобы в ней [песне] я сыграл всё, что можно. Я как бомбардировщик играл самые быстрые забеги по грифу, которые мог. Но они ничего общего не имели с экспрессией блюза», признавался сам Лес в аннотации к пластинке «The Complete Decca Recordings». К счастью для нас, это продолжалось лишь до 1944 года, когда Лес сделал первые записи трио и смог оттянуться по полной. Состоящий из быстрых фраз и множества нот, восьмитактовый отрывок из соло Леса в примере 2 «парит» поверх совершенно обычной аккордовой прогрессии E7-Am-E7-Am-Dm- Am-E7-Am (а-ля «Dark Eyes»), хроматически нисходящие целотоновые интервалы сыграны в виде триолей восходящим и нисходящим легато (такты 1 и 2), диатонические легато, основанные на струне ми, являются предвестниками современного двуручного теппинга (такты 3 и 4), арпеджио сыграны при помощи «рейка» (такты 5 и 6), и дерзкие полутоновые неровные легато завершены трелью и резкой тоникой (такты 7 и 8). Beck-ola!!
5. ПОКАЗАТЬ СВОЁ ОСТРОУМИЕ
Любой, кто встречал Леса Пола, или был на одном из его концертов, разумеется, знает о зачастую непристойном чувстве юмора легенды. Во время недавних интервью или во время его нынешней программы (подробнее об этом чуть позже) Лес в шутку называл себя «старпёром» и мочил корки как профи даже во время номеров («Я чувствую себя как халупа с новым флагштоком» или «Мои большие пальцы не делают того, что я хочу» - вот что приходит на ум). Эту привлекательную черту Лес также любит показывать в своей музыке. Например смешная фраза в примере 3a, которая звучит как «ня-ня». Она комична только уже своими нотами, но Лес усиливает чувство юмора, играя её параллельными малыми секундами! «Бритьё и стрижка» - ещё одна любимая фраза, которая может быть сыграна где угодно. Попробуйте добавить пример 3b, сыгранный рейком с глушением, в последние два такта примера 4b. А если говорить о цитатах, то Лес очень любит парафраз известных мелодий, что он и делает в примере 3c, играя кусок из пьесы Дэвида Роуза «Holiday for Strings» с глушением поверх аккордовой прогрессии IIIm7-VI7-IIm7-V7… и это в балладе!
6. ДЕЛИТЬ И УМНОЖАТЬ
Одной из первых многодорожечных записей Леса на магнитной ленте была выпущенная в 1950 году «Nola». Для приятного слуху вступления в примере 4a Лес ускорил очень медленную вступительную часть с двумя гармонизирующими гитарами на удвоенной скорости и ещё одной, записанной на нормальной скорости. Я хотел представить это на одном нотоносце, поэтому можете изменить аппликатуру отдельных партий по своему желанию. Если хотите настоящего испытания, попробуйте сыграть обе партии, записанные на удвоенной скорости, одновременно. (Подсказка: Установите преобразователь высоты звука или педаль Whammy на одну октаву выше, чтобы получить эти нереально высокие ноты в реальном времени). 3-я гитара исчезает, когда в примере 4b появляется мелодия, живой такой мотивчик, в котором вторая гитара играет похожую мелодию с аккордами I, II7 и V9 (D, E7 и A9) в тактах с 1 по 6. Первое окончание строится вокруг нот аккорда ре и их хроматических «нижних соседей», а также пары блюзовых фраз с подтяжками. Второе окончание начинается с тех же нот аккорда ре, а затем разрешается очень простым двухдольным финалом. (Подсказка: вот сюда и надо поместить фразу из примера 3b!) Всё это время первая гитара выдаёт нисходящую басовую линию из четырёх нот с вкраплением стаккатных аккордовых фрагментов при каждой смене аккорда. На примере 4c показан один из вариантов куплета с использованием ускоренной нисходящей фразы, основанной на гамме ре и сыгранной тремоло (гитара №2), в то время как первая гитара играет сильно заглушённый и немного изменённый вариант мелодии. Вникните в этот невероятный момент с использованием малой секунды, а затем попробуйте этот пример с аккордами E7 и A9, обращая внимания на девятую и четырнадцатую позиции пальцев в оригинальной мелодии. Да, крошка! (Для поиска сокровищ: почитайте мой анализ «Caravan» Леса в 12/98 выпуске Guitar Player для большей информации по методам Леса записывать партии с разными скоростями).
7. СДЕЛАТЬ ХАРАКТЕРНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
Притягательная мелодия “How High the Moon”может и является причиной того, что песня оказалась самым большим международным хитом Леса Пола и Мэри Форд, но именно вступление Леса задавало настрой для всей аранжировки, и именно оно стало его визитной карточкой. В примере 5 показаны партии обеих гитар, но, если вы играете сольно, придерживайтесь партии первой гитары. (Подсказка: вы можете урезать первый такт до октав, основанных на самой низкой ноте каждого аккорда) Оригинальная запись 1951 года была сыграна в тональности ля, но Лес несомненно записал её в соль, той тональности, в которой он всё ещё играет её каждый понедельник. (Вот уже приближается…)
8. ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ МЕЛОДИИ
Хоть Лес и сейчас может оторваться и «попилить» вволю, он всё-таки упорядочил свой подход к игре по сравнению с ранним периодом. Сейчас Лес указывает на важную роль мелодии: «Все великие музыканты придерживаются мелодии, или дают знать о ней, чтобы вы не чувствовали себя потерянным» - вот что он сказал джазовой пианистке Мэрион МакПартленд в интервью 1996 года. С нынешним трио (уже почти там…) Лес играет такие стандарты как «The Best Things in Life Are Free» с таким изяществом, что и мелодия, и его внутренний мир прорываются и сияют, как в маленьком мотивчике в примере 6. И эта последняя лязгающая открытая нота ре является ещё одним фирменным приёмом Леса. Попробуйте на следующем своём выступлении завершить фразу правильной лязгающей открытой нотой ля или нижней ми и смотрите, как на вас станут смотреть! Если вы поступаете как Лес, то, как только мелодия доходит до логического завершения низкой нотой, вам придётся…
9. ПОВОЗИТЬСЯ С НЕЙ
Сейчас Лес играет её на каждом концерте (просто дождитесь…), но самое смешное заключается в том, что он не играл мелодию на хите 1951 года “How High The Moon”. Вместо этого, Мэри Форд исполняла её в чудесной четырёхголосной гармонии под присвингованные неровные аккорды, сымитированную фразировку духовых и контрапункты, приправленные скоростными фразами, как в примерах 1f и 1g. Сам Лес говорит: «Если можно заменить мелодию чем-то лучшим, это же замечательно, правда?» В одном из ярких моментов песни на 1:13 гитары Леса как бы возникают из бесподобной вокальной интерлюдии Мэри. Лес завершает соло фразой из примера 7, одной из самых присвингованных трёхголосных фраз, которые вы когда-либо слышали. Вместе с живым ритмом эти простые тройные гармонии – записанные, разумеется, отдельно – оказывали огромное воздействие на слушателей, совсем как классика Гудмана или Миллера. Верьте, вы будете ещё долго напевать эту мелодию! Наконец (и это самое важное), если вы хотите подражать Лесу, вам необходимо…
10. ИГРАТЬ РАДИ УДОВОЛЬСТВИЯ
Готовы? Легенда продолжает жечь! Находясь уже в преклонном возрасте, Лесу всё ещё удаётся каждую неделю отыгрывать пару сетов с его трио – обычно это гитарист Лу Пало и басисты Пол Новински и Ники Пэррот – в нью-йоркском клубе Iridium Jazz Club, как он и делает каждый понедельник с 1984 (хотя и начинал по вторникам). Несмотря на артрит, который сковал почти все пальцы его левой руки, Лес всё ещё довольно быстро и ловко бегает по грифу, при этом стиль его индивидуален – а это доставило бы гордость его маме. Выступления Леса зрелищны и забавны. И никогда не знаешь, кто придёт на них. Такие музыканты как, например, Пол МакКартни и Кит Ричардс, Тони Беннет и Джордж Бенсон джемовали с Лесом, или просто наслаждались легендой в такой уютной обстановке. Несколько лет назад я был на вторничном выступлении и сидел рядом с Джимми Пейджем и Джоном Полом Джонсом! Джимми присоединился к Лесу для исполнения медленного блюза, а Джонси выпил пива за мой счёт. Крутые были времена!
Знаком безграничной любви и уважения со стороны музыкантов, играющих в разнообразных стилях, являлась встреча в Карнеги Холл (Нью-Йорк), в июне 2005 для празднования 90-летней годовщины Леса. Во вступительной речи его ученик Стив Миллер, которому было всего 4 года, когда Лес познакомил его с простейшими аккордами, метко выразился: «Лес, ты – замечательный человек». Это истинная правда. Спасибо за твою чудную игру, Лес!
По причине лицензионных ограничений примеры 4a - 7 (из песен "Nola," "How High The Moon" и "The Best Things in Life are Free") не доступны он-лайн. Чтобы просмотреть их, достаньте выпуск журнала Guitar Player от июня 2009 года, а ещё лучше подпишитесь на наш журнал и наслаждайтесь лучшими гитарными уроками каждый месяц!
Автор: Джессе Гресс
Перевод: Марфенко Сергей |