Ваши давние мечты 
о гитаре 
 


Показать/Спрятать  Предшественники

Показать/Спрятать  Акустические

Показать/Спрятать  Электроакустические

Показать/Спрятать  Электрогитары

Показать/Спрятать  Гибриды, мутанты

Показать/Спрятать  Отечественные гитары

Показать/Спрятать  Производители

Показать/Спрятать  Оборудование

Показать/Спрятать  Исполнители

Показать/Спрятать  Статьи о гитаре

Показать/Спрятать  Обучающие материалы

Показать/Спрятать  Компьютер и гитара

Показать/Спрятать  Разное

 ГЛАВНАЯ   КАРТА   ПОИСК   ФОРУМ   НОВОСТИ   О САЙТЕ   КОНТАКТ   ССЫЛКИ 
  -> Статьи о гитаре -> Разные статьи ->  

10 вещей, необходимых, чтобы играть как Джо Сатриани


Хотя за прошедшие 23 года Джо записывал практически один альбом в год, его хитовая запись 87 года под названием Surfing with the Alien-переизданная в августе 2007 года в качестве перемикшированного расширенного издания - остаётся основой для всех, кто хочет хоть немного скопировать фирменный стиль Сатча. Мне выпала честь транскрибировать весь альбом (кроме вещи "Satch Boogie") в тот же год, поэтому на него я и буду в основном оглядываться.

Виртуозная, но одновременно и душевная игра, невероятно крутые вещи и фирменная обложка Silver Surfer составили идеальное сочетание, открывшее временной портал - а такое случается примерно раз в десять лет, когда гитарные инструменталы вновь становятся популярными. Платиновый альбом, последовавший за полноценной дебютной работой Сатриани под названием Not of This Earth (расходы на которую он оплатил с помощью кредитки, неожиданно полученной по почте), стремительно поднялся до 29 места в чартах лучших 200 альбомов Billboard и выдал три хитовых сингла. С тех пор Сатриани записал несколько сольных пластинок, среди них Flying in a Blue Dream (1989), The Extremist (1992), Time Machine (1993), Joe Satriani (1995), Crystal Planet (1998; в майском номере журнала Guitar Player за 1998 год можно прочитать моё подробное интервью с Сатчем), Engines of Creation (2000), Live in San Francisco (2001), Strange Beautiful Music (2002), Is There Love in Space? (2004), Super Colossal (2006), Professor Satchafunkilus and the Musterion of Rock (2008) и Live in Paris: I Just Wanna Rock (2010), играл с Миком Джаггером (1988), основал и продолжает, кстати, участвовать в шоу G3 вместе со Стивом Ваем, Эриком Джонсоном, Ингви Мальмстином, Робертом Фриппом и Джоном Петруччи, поучаствовал в записи альбома Пэта Мартино All Sides Now (1997), сочинил музыку для NASCAR и совсем недавно стал участником проекта Chickenfoot (читайте в сентябрьском номере GP за 2009 год).

Но что-то мы слишком сильно забежали вперёд. Ведь сначала вам нужно...


1. ПРЕПОДАВАТЬ

Кто бы первым ни произнёс фразу «те, кто не могут что-то делать, становятся преподавателями», видимо никогда не встречал таких людей, как Джо, которые и делают, и преподают, и вообще, просто замечательны. Всем известно, что Сатриани - а он сам учился вместе с джазовым пианистом Ленни Тристано, и вместе с тем сам считает своим учителем Джими Хендрикса - в своё время учил Стива Вая, Кирка Хэммета, Лэрри ЛаЛонди, Чарли Хантера и других, да ещё и вдохновил многих учеников, не достигших такого успеха. Я уверен, что как любой хороший учитель Сатч сам получал опыт от преподавания, как и каждый из его учеников. «Не важно, обучаешь ли ты Кирка Хэммета или восьмилетнего ребёнка - преподавание заставляет тебя концентрироваться» - рассказывал Сатч в своём интервью Даррин Фокс в 2007 году. «Как учителя, ваша задача состоит в том, чтобы, используя минимум слов и максимум музыкальности, дать ученику необходимый толчок. Вы сами учитесь краткости, подаче идей ученикам без «отталкивания». Так же вы учитесь убирать стилистику из информации, чтобы не оказывать на учеников нежелательного влияния». Все преподаватели взяли это на заметку. А мы теперь пойдём дальше и поговорим о том, как...


2. ДОВЕСТИ ОБОРУДОВАНИЕ (И КРЕДИТКУ) ДО ПРЕДЕЛА

За последние 20 лет оборудование Сатча прошло своеобразную эволюцию от простых гитар, усилителей и эффектов до подписных линий продукции, от супа до орешков. На альбоме Surfing with the Alien Сатч добился таких потрясающих звуков всего лишь с помощью гитары Kramer Pacer (с оригинальной машинкой Floyd Rose и двумя звукоснимателями Seymour Duncan - '59 у грифа и один из первых JB у бриджа), пары самодельных копий страта, усилителя Roland JC-120, полустека '68 Marshall с добавленной ручкой регулировки общей громкости, оригинальной Chandler Tube Driver, Boss DS-1 и SD-1, Scholz Rockman, усилителя Nomad и одолженной бас-гитары Fender Precision и басового усилителя. Вскоре после этого гитарист начал сотрудничать с компанией Ibanez (и продолжает до сих пор). Сотрудничество началось с создания любимой Сатчем модели JS-1, Chrome Boy, а после этого появилось уже с дюжину различных моделей JS. Также он начал использовать в студии усилители низкой мощности Wells и Cornford. Сейчас можно с лёгкостью собрать подобное оборудование-от гитар и усилителей (уже упомянутые подписные гитары Ibanez JS и усилители Peavey JSX) до звукоснимателей и педалей эффектов (звукосниматели DiMarzio Mo' Joe и педали Vox Satchurator Distortion, Time Machine Delay и Big Bad Wah)и медиаторов с ремнями, украшенных рисунками самого Сатриани- всего лишь посетив сайт satriani.com. Конечно если вы финансируете свой сольный альбом с помощью кредитки, я не уверен, что вы сможете позволить себе всё оборудование, во всяком случае, пока не попробуете - точно не узнаете. А пока попробуйте...


3. НАРУШАТЬ ПРИВЫЧНОЕ

Одним из гениальных ходов Сатриани на раннем этапе творчества являлось нарушение блюз-роковых канонов, их переосмысление и переделывание в запоминающиеся мелодии, сыгранные поверх грувовых ритмов. Посмотрите сами, как в примерах 1a и 1b знакомые мелодичные фразки в стиле Бэка начинают по-новому звучать поверх энергичного серф-бита восьмыми с использованием аккордов, состоящих из тоники и квинты. Напоминает «Surfing with the Alien». Конечно, их можно транспонировать выше, но они звучат намного лучше в предложенном варианте. Пример 1c явно навеян Хендриксом - тяжёлый блюз сочетается с традиционными мотивами индейцев - но удовольствие от него можно получить и без гармоний. А в примере 1d развитие идёт дальше, с использованием традиционной фразировки в стиле «вопрос-ответ». Что ж, круто, но это лишь часть большой картины. А нужно...


4. БЫТЬ СТРАННЫМ И ПРЕКРАСНЫМ

Экзотические мелодии, модальные переходы и непростые песенные структуры - вот ещё составляющая часть любого шедевра от Сатриани. Возьмите арпеджированный рисунок аккорда A5 из примера 2a и переложите его ритмический мотив и аппликатуру для аккордов A5#11 и A13sus4 из примера 2b. У вас получится мотив, достаточно похожий на вступление к «Lords of Karma», сыгранное на электроситаре. В примере 2c имитируется басовый грув, определяющий модальный переход из лидийского лада в миксолидийский в тональности ля. Его надо играть под аккорд A5#11, но все ноты G# опустить на пол тона, до G, для аккорда A13sus4. (Подсказка: для полной аутентичности задержите «и» второй доли до третьей). Когда мелодия ложится на микс, она подчёркивает основной аккорд и ступени гаммы, определяющие лад. Примеры 2d и 2f, приведенные в половинном темпе, задействуют форшлаги, а кроме того в них подчёркивается сырой мелодический материал, который Сатриани использовал для создания мелодический линий в лидийском ладу тональности ля, поверх аккорда A5#11-3 (C#), #4/#11(D#), 5 (E) и 6 (F#). А вот примеры 2e и 2g показывают переход в миксолидийский лад тональности ля с помощью G (b7) и D (4/11), плюс A, B, E и F# одинаковых для обоих ладов. Послушайте запись, чтобы понять ритм и фразировку, и потом готовьтесь...


5. ИНТЕНСИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЕСЬ ГРИФ

Весь гриф, именно. Очень беглая техника легато и применение её в рамках теории, которую сам Сатриани называет «осью высоты звука» (это организация ладов или прогрессий вокруг общего звука - в данном случае, звука ля) завораживает многих гитаристов. А вот так вы можете попробовать сами: с помощью последовательности аккордов A5#11-A13sus4 из прошлых примеров можно показать короткую повторяющуюся легатную фразу, которая будет подходить под оба аккорда, смотрите пример 3a. Ведь разница между лидийским и миксолидийским ладами заключается в 4 и 7 ступенях, вот их то и нужно изменять при переходе от лада к ладу. То есть, нам нужно заменить D# (#4/#11) на D (4/11), чтобы получить этот переход. В долгой пробежке из примера 3b нужны подобные замены, а также замена всех нот G# на G, чтобы соответствовать последовательности. Тот же принцип применим к легато, извлекаемым с помощью теппинга, из примера 3c и дикой пробежке четвертными триолями, сыгранной с помощью восходящего и нисходящего легато, из примера 3d. Попробуйте применить подобный подход к любому сочетанию гамм, ладов и аккордов. Но помните, вам ещё необходимо...


6. СЛИТЬСЯ С ГИТАРОЙ И ИГРАТЬ «ЮВЕЛИРНО»

«Always with Me, Always with You», возможно, является самым известным произведением Сатриани среди людей, не связанных с гитаризмом. Кроме того эта песня показывает, насколько красиво можно преподнести ноты обычной мажорной гаммы (тональность си мажор). Мелодия и аккомпанемент могут сперва показаться простыми, но не дайте себя обмануть - при более тщательном прослушивании одержимость Сатриани деталями становится заметна. Четырёхтактовый пример 4 показывает мелодию и ритм вступления, но кроме этого ещё и то, как каждая нота несёт на себе отпечаток индивидуальности Джо (легато, вибрато, медиаторные флажолеты, глушение и т.д.) и как он придаёт уникальный гармонический оттенок казалось бы обыденной последовательности аккордов. «Это простая последовательность I-IV-V, но я её немного изменил с помощью замены третьей ступени в каждом аккорде» - вспоминал Сатриани в 2007 году. «В одном аккорде я заменял её на 4, в другом - на 13». (Подсказка: обязательно выдерживайте паузы, они так же важны, как и ноты). Готовы идти дальше? Надо...


7. ПЕРЕНЕСТИ ТЭППИНГ В ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

«Midnight» (песня была полностью сочинена на бумаге, а потом уже сыграна на гитаре) - это своеобразный дар для всех, кто хочет овладеть двуручным тэппингом. Решительно настроенный не повторять то, что уже было сыграно, Сатриани поступил весьма оригинально, задействовав два разных рисунка игры арпеджио и арпеджированных аккордов с помощью двуручного теппинга. Первый подход показан в такте 2 примера 5a, где сложный для исполнения способ игры аккорда Am, показанный в первом такте, переделан в два арпеджированных интервала, играемых тэппингом - левая рука извлекает первые две ноты, а правая - последние две. (Подсказка: используйте глушение с помощью кусочка ткани, помещённой у верхнего порожка, чтобы убрать ненужные обертона, звучащие при извлечении нот). Так же во 2 такте примера 5b «невозможный» для игры аккорд C (такт 1) разбивается на ритмичный поток легко играемых двуручным тэппингом интервалов. (Подсказка: думайте про кастаньеты!) А теперь самое весёлое. Сначала совместите аккорды из примера 5c с тэппинговым рисунком из примера 5a и вы получите практически вступление к песне. (Обратите внимание на вариации в аппликатуре левой руки) Послушайте песню с альбома, чтобы установить порядок аккордов и их длительность, а затем повторите вышеописанную процедуру с аккордами из примера 5d и рисунком из примера 5b, чтобы получить основную тему с постоянной аппликатурой. Теперь осталось...


8. СОЙТИ С УМА

Все, кто побывал на живых выступлениях Сатриани, могут рассказать о его способности исполнять самые немыслимые вещи, о которых и подумать страшно. От визжащих трюков с рычагом вибрато (так называемые «глубинные бомбы») - тут в фаворитах ходит очень высокий флажолет ля на третьей струне/втором ладу - и «эффекта ползущей ящерицы» - немного «квакающего» эффекта, достигаемого с помощью скольжения пальцем по струне и одновременным отпусканием педали экспрессии, чтобы сохранить ту же высоту звука - до зацепления струны B или G ногтём безымянного пальца и вытягиванием её за пределы грифа (любимый трюк Стива Ваяя) и извлечения с помощью медиатора безумно быстрых трелей. Сатриани всегда удавалось уйти от шоу на потеху публике, используя даже самые нелепые звуки и технические приёмы в музыкальном контексте. А вы попробуйте сыграть фразу I-IV из примера 6a (Подсказка: сыграйте первый такт три раза, второй такт четыре раза и первый такт ещё раз, чтобы получить четырёхтактовую фигуру в 4/4) и трюки из примера 6b. (Немного Томми Болина!) Играйте, как хотите, или как написано. И все мы знаем, что Сатриани мастер блюза в стиле хендриксовского «Red House». Подтверждение этому можно услышать в тёрнэраунде из примера 6c. Сыграйте, всплакните и вам предстоит...


9. СОЧИНИТЬ ХАРАКТЕРНУЮ ПЕСНЮ

«Satch Boogie» - это не просто характерная песня, это элемент обряда посвящения для тысяч учеников Сатриани. Мне доставляет огромное удовольствие наконец-то запечатлеть её мощь на бумаге. Для игры этой песни необходима как техника, так и правильное отношение. В примере 7 представлена первая часть песни - от вступления на хай-хэте в стиле Бадди Рича до первого гитарного соло. Поэтому не спешите, сыграйте повтор, потом по пометкам D.S. и Coda и несколько неровных тактов. Потом вы уже отправитесь в космос. Прежде чем закончить, вам надо...


10. ПРОСТО ПРИБЕГНУТЬ К «ОСИ»

Оси высоты звука, вот так. Когда Сатриани доходит до бриджа своего буги, он играет целый поток арпеджио (теппингом) на струне A. «Я просто взял буги в стиле ZZ Top/Van Halen и вставил в середину вот этот фрагмент с теппингом», объясняет Сатриани. «Но чёрт меня дёрнул зайти ещё дальше, поэтому я снова прибегнул к своей теории. Поэтому ноты создают очень странное звучание, которое вы уж точно не услышите на альбоме ZZ Top». Пример 8a показывает применение всего этого в рамках ля минорной гаммы, а пример 8b переносит всё на ля мажорное арпеджио. Заметьте, как 16 ноты сгруппированы по принципу шесть-шесть-четыре, а рука, извлекающая звуки, отбивает основной рок-н-ролльный ритм (две восьмые с точкой и четвёртая), в то время как на грифе играются легато через открытую струну A. (Она и есть та самая ось.) Отработайте всё хорошенько, пока не будете готовы сыграть все четырёхнотные арпеджио из примера 8c по привычной уже схеме шесть-шесть-четыре, по такту, пока всё не будет звучать чётко. Конечно, послушайте саму запись для определения аккордовой прогрессии, я указал арпеджио в порядке их появления. Вам надо, если вы захотите, просто сесть и заняться этим. Пусть все эти идеи помогут вам перейти на новый уровень креативности и вдохновят вас. Играйте, детки!

Вообще, я всем советую ознакомиться с творениями Сатриани. Извинюсь пред ним: надеюсь, Джо, ты сможешь простить меня за копание в прошлом, но те записи просто великолепны!!

Автор: Джесси Гресс (Guitar Player)

Смотрите также:

Уход за гитарой >>
О струнах >>
Очистка гитары >>
Наладка гитары >>
Настройка >>
Разные статьи >>

Источники инфо >>

Design © 2011-2024 Igor Varfolomeev / Сейчас посетителей на сайте: 14