Ваши давние мечты 
о гитаре 
 


Показать/Спрятать  Предшественники

Показать/Спрятать  Акустические

Показать/Спрятать  Электроакустические

Показать/Спрятать  Электрогитары

Показать/Спрятать  Гибриды, мутанты

Показать/Спрятать  Отечественные гитары

Показать/Спрятать  Производители

Показать/Спрятать  Оборудование

Показать/Спрятать  Исполнители

Показать/Спрятать  Статьи о гитаре

Показать/Спрятать  Обучающие материалы

Показать/Спрятать  Компьютер и гитара

Показать/Спрятать  Разное

 ГЛАВНАЯ   КАРТА   ПОИСК   ФОРУМ   НОВОСТИ   О САЙТЕ   КОНТАКТ   ССЫЛКИ 
  -> Статьи о гитаре -> Разные статьи ->  

Немного об истории стандартного строя гитары


Хороший вопрос, особенно если учесть тот факт, что последнюю тысячу лет почти все сходятся в одном - самым мощным по звучанию и приятным для слуха является великая чистая квинта. Вся западная музыка, в общем-то, основана на «священном» квинтовом круге. Струнные инструменты, например, скрипка, виолончель и мандолина, имеют квинтовый строй.

Но вот гитара - очень популярный инструмент - настроена в кажущейся на первый взгляд странной последовательности восходящих кварт и одной большой терции. Снизу вверх, стандартный строй гитары можно представить в виде EADGBE-три кварты (низкая ми -ля, ля - ре и ре - соль), затем большая терция (соль - си) и ещё одна кварта (си - высокая ми).

Такой порядок придумали и закрепили, конечно же, не для всеобщей путаницы. В энциклопедии Wikipedia достаточно разумно пояснено, что стандартный строй «прошёл долгий путь развития для нахождения окончательного баланса между достаточной простотой аппликатур аккордов и возможностью играть обычные гаммы с минимальным движением левой рукой», а четыре пары квартовых интервалов создают «симметрию и понятность аппликатур». Про выделяющуюся большую терцию (соль - си) сказано, что хоть она и «нарушает аппликатуру хроматической гаммы, а, значит, и симметрию, но, с другой стороны, её использование облегчает игру некоторых часто используемых аккордов и гамм, и предоставляет больше простора для аппликатур».

Поэтому наш ответ прост: гитара настроена именно так, потому что так одновременно удобно с музыкальной и физической сторон.

Кстати, такой строй был установлен несколько сот лет назад. Когда в 16 веке в Италии появилась пятиструнная гитара (на ней было вообще-то 10 струн, но каждая пара настраивалась в унисон), постепенно заменившая четырёхструнные гитароподобные инструменты, которые доминировали с самого начала Эпохи Возрождения, её строй представлял собой следующее: ADGBE, прямо как пять верхних струн современной гитары (переход от пяти парных струн к шести одиночным происходил в Европе где-то в середине 17 века). Настройка третьей и второй струн (соль и си) на большую терцию сделала аппликатуру проще, чем, если бы там была использована чистая кварта. Тогда бы мы получили вторую струну до и первую фа. Опустив эту верхнюю фа на пол тона до ми, мы получили чистую кварту между второй струной (си) и первой.

Но не только в Wikipedia говорится о здравости такого устройства. Известный преподаватель и бывший гитарист Television Ричард Ллойд написал у себя на сайте, что скрипка и виолончель имеют квинтовый строй благодаря своим размерам, в то время как на крупномензурных инструментах (таких как, например, гитара) такой строй не всегда удобен.

«Гитара - это крупномензурный инструмент, который при игре находится на колене. И хотя виолончель по размерам превосходит скрипку, при игре её гриф располагается вертикально, что облегчает доступ к нотам. При игре на гитаре гриф находится по диагонали относительно играющего, кроме того, изгиб в запястье затрудняет растяжку пальцев. Поэтому лучшим способом настройки таких инструментов является квартовый строй, кварты находятся ближе. На гитаре, человек с обычным размером кисти может сыграть большую терцию мизинцем, при этом его указательный палец зажимает тонику. Разумно предположить, что на следующей струне должна быть кварта».

Ллойд так же отметил, что при полностью квартовом строе шестиструнной гитары получился бы гармонически диссонирующий строй EADGCF (снизу вверх). Вот вам и проблема - ми и фа отстоят друг от друга на пол тона, то есть они составляют очень резкий интервал - малую секунду. «Это ужасный интервал, он полностью всё омрачает» - писал Ллойд.

К счастью, так как в 16 веке уже закрепился строй пяти верхних струн в виде ADGBE (пока ещё не была добавлена низкая струна ми), подобную проблему с настройкой удалось избежать. Эта низкая ми продолжила последовательность кварт для всех пар струн, кроме одной - между третьей и второй струной находится большая терция. Вот так и получился стандартный строй гитары, дошедший до наших дней.

Источник: Fender


Смотрите также:

Уход за гитарой >>
О струнах >>
Очистка гитары >>
Наладка гитары >>
Настройка >>
Разные статьи >>

Источники инфо >>

Design © 2011-2024 Igor Varfolomeev / Сейчас посетителей на сайте: 9