Классики гитары
Леньяни Луиджи (Luigi Rinaldo Legnani). Выдающийся гитарист. Родился в Италии, в Феррари 7 ноября 1790 г. На инструменте он творил чудеса и восхищал публику, был великим артистом. Передавал свои чувства через гитару в тесном контакте со слушателем. Как композитора его имя обессмертил опус 20 из 36 каприччио, этюдов. Некоторые исследователи грешили против истины в вопросах, связанных с этим выдающимся человеком в мире гитары.
В восьмилетнем возрасте он с родителями переезжает в Равенну, где через некоторое время начинает заниматься музыкой. Он изучил несколько музыкальных инструментов, но любимым была гитара, которой он всегда уделял больше внимания. В Равенне он прожил до 38 лет. Об этом свидетельствует один документ того времени, который мы приводим: «Правительство епископа. От имени Его Святейшества папы Пия VIII. Кардинал – регат провинции Равенна. Уезжая из этого города, где он прожил 30 лет, сеньор Луис Леньяни, уроженец Феррари, переезжающий в Женеву, имеет при себе выданный нами паспорт с нашей подписью и печатью. Мы просим все гражданские и военные власти в местах, где он будет проезжать, не только принимать во внимание данный паспорт, но и предоставлять его предъявителю необходимую помощь и средства, за что мы будем признательны. Выдан в Равенне, 30 октября 1829 г. Кардинал легат Макки». Документ завершался следующими внешними приметами: «Возраст 38 лет, рост средний, волосы каштановые, лоб средний, брови темные, нос правильной формы, рот средней величины... Профессия: преподаватель гитары и пения. Последнее место жительства – Равенна».
Он несколько раз проехал по Европе, но больше всего с концертами начал выступать с 1829 г. Он дает концерты в Турине и в Генуе со скрипачом Паганини /Фетио/. В возрасте 50 лет он выступает в Испании всегда с неизменным успехом. Мадридская «Музыкальная Иберия» в № 22 за 29 мая 1842 г. в хронике концертов пишет: «Барселона. 23 мая 1842 г. Позавчера вечером в «Театро принсипаль», где была поставлена первая опера Сорса, сеньор Луис Леньяни, знаменитый итальянский гитарист, сыграл одну фантазию соло и блестящие вариации с аккомпанементом оркестра. Оба произведения собственного сочинения. Этот преподаватель владеет блестящей техникой исполнения, целостным и ровным тоном или звуком на своем инструменте и большим чувством в кантабиле. Сеньору Леньяни много аплодировали, но особенно привлекло наше внимание «Адажио», исполненное с большой нежностью и вкусом и одна мелодия в форме Россиньевского крещендо, где выделяется голос, очень трудный и с довольно сложным аккомпанементом. Этот преподаватель пользуется гитарой с двумя добавочными басовыми струнами вне грифа для первой исполненной пьесы и с тремя дополнительными струнами для второй. По нашим наблюдениям, он использует эти басовые струны в некоторых случаях для определенных точек гармонии. Этот артист интересен, когда выступает с собственной музыкой, с сочинениями для гитары и оркестра. Из произведений его известны опус 250 издания Рикарди под названием «Руководство для знакомства и освоения музыки и игры на гитаре, максимально ясное и краткое». Трактат включает 37 страниц и 16 уроков сольфеджио или музыки и практики инструмента. Но оно не представляет особого интереса. Отдельной тетрадью – приложением Руководства он включает «6 каприччетти» простой и изящной формы, с полезной и разнообразной структурой, написанных в мажорных тональностях ми – ля – ре – соль – фа – до, без больших трудностей, но с хорошим вкусом. Особо необходимо отметить опус 20 «36 каприччио», которые считаются также этюдами. В этих этюдах автор идет против рутины, к которой мы привыкли в сочинениях с немногочисленными и шаблонными каркасами. Леньяни дает нам примеры в них во всех, за исключением мажорных тонах соль–бемоль, до–бемоль, до–диез и в минорных тонах до–диез, ре–диез, ля–диез, ля–бемоль. Эти этюды, впервые примененные, очень полезны. Автор излагает тональности в их равнозначности, то есть, если он дает пример в соль–бемоль мажоре, то это значит, что он уже есть в фа–диез мажоре и так для всех перечисленных выше тонов. Гармоническую форму он представляет во многих фазах, хотя она и не всем нравится, она несомненно полезна. Изысканными можно назвать №№ 1 – 16 – 18 – 26 – 27 и др., предпочтение которым оказывают в зависимости от собственного темперамента. Таким образом, опус 20 заслуживает всяческих внимания.
Напомним также о следующих концертных произведениях: «Фантазия» опус 19, чрезвычайно трудное, «Землетрясение, Вариации», опус 1, «Блестящее попурри» опус 31, «Большое каприччио» опус 34.
Таков Леньяни – композитор. Как преподавателя мы его не знаем, а что касается виртуозности, которой так восхищались в Вене, Париже, Берлине и во многих местах, мы присоединяемся к мнению хорошо известных авторов. Он был почетным членом филармонических обществ Флоренции, Рима, Вероны, Феррары и Мюнхена.
Наконец, напомним об одном случае, который произошел с ним в Париже, когда уже было объявлено о его концертах. Выходя из экипажа, он потерял равновесие и так неудачно упал, что повредил руку и не мог играть. Об этом несчастном случае сразу же узнал коллега Ф.Сор. Он тут же пришел на помощь Леньяни и вместе с Агуадо заменил его на концертах, весь сбор от которых пошел на помощь пострадавшему. Леньяни был очень благодарен пришедшим на помощь испанцам.
Выдающегося гитариста некоторые авторы считают также певцом, другие преподавателем пения. Напомним, что он был также знаменит как гитарный мастер. Его гитары хранятся в музеях и крупнейших частных коллекциях. Упоминается в важных работах по органографии. Умер в преклонном возрасте 86 лет в Равенне 6 августа 1877 г.
Design © 2011-2024 Igor Varfolomeev /
Сейчас посетителей на сайте: 21
|