Ваши давние мечты 
о гитаре 
 


Показать/Спрятать  Предшественники

Показать/Спрятать  Акустические

Показать/Спрятать  Электроакустические

Показать/Спрятать  Электрогитары

Показать/Спрятать  Гибриды, мутанты

Показать/Спрятать  Отечественные гитары

Показать/Спрятать  Производители

Показать/Спрятать  Оборудование

Показать/Спрятать  Исполнители

Показать/Спрятать  Статьи о гитаре

Показать/Спрятать  Обучающие материалы

Показать/Спрятать  Компьютер и гитара

Показать/Спрятать  Разное

 ГЛАВНАЯ   КАРТА   ПОИСК   ФОРУМ   НОВОСТИ   О САЙТЕ   КОНТАКТ   ССЫЛКИ 
 -> Исполнители -> Классические гитаристы -> Русские классики 

Русские классики


В.А. Тропинин. Гитарист (Портрет В.И. Моркова). 1839

Владимир Иванович Морков [1801, Петербург – 25. XI (7.XII) 1864, там же] – русский гитарист. Игре на гитаре обучался у А.О Сихры, посвятившего ученику свою "Теоретическую и практическую школу для семиструнной гитары".

Владимир Морков – автор "Полной школы для семиструнной гитары, с приложением пьес для вновь усовершенствован-ной десятиструнной гитары c указанием ее строя" (1862) и целого ряда сочинений и переложений для своего инстру-мента (в том числе транскрипций нескольких сочинений Джулиани и Мертца). Написал "Исторический очерк русской оперы с самого ее начала по 1862 год" (С.-Петербург, 1862 [1899]), в котором рядом с ценными, подчас единственными указаниями, встречается много очевидных ошибок.

В Предисловии к своей Школе он писал: "Из всех изданных по настоящее время школ для семиструнной гитары, лучшею и наиболее доступною для изучающих этот инструмент следует по всем правам назвать теоретическую и практи-ческую школу, составленную около двадцати пяти лет тому назад, знаменитым в свое время виртуозом и композитором Андреем Осиповичем Сихрою. Почти все более, или менее известные в России гитаристы, обязаны этой школе музы-кальным своим образованием, но несмотря на многие неоспоримые ее достоинства, нельзя однако же не согла-ситься, что при современных нам требованиях гитарной музыки и значительном в последнее время усовершен-ствовании самого инструмента, оказывается она теперь уже далеко не вполне удовлетворительною. Вот причина, побу-дившая меня составить новую школу, с подробнейшим изло-жением правил, необходимых для постепенного развития механизма правой и левой руки и вообще игры на гитаре. При изложении примеров, относящихся к правильной рас-становке пальцев, я следовал методе, заимствованной мною у А.О. Сихры, который в продолжение многих лет был руководителем моим в музыке. Смею надеяться, что труд мой, основанный на тридцатилетней практической опыт-ности, принесет любителям гитары некоторою пользу".


Борис ВОЛЬМАН. Гитара в России. Ленинград, Музгиз, 1961.

[...] Как гитарист он не вызывал особого восхищения, занимаясь гитарой лишь попутно, в дополнение к своим музыкально-литературным трудам, из которых наибольшую известность получила книга "Исторический очерк русской оперы с самого ее начала по 1862 год" (СПб., 1862). В основном Морков был музыкальным популяризатором. Его гитарные сочинения – это преимущественно пьесы для двух гитар (обычной и кварт-гитары), для гитары и скрипки, гитары и фортепьяно. Хорошо зная музыкальную литера-туру, Морков делал довольно удачный в художественном отношении отбор материала для переложений, но мало учитывал при этом специфику гитары, берясь за такие произведения, которые в переложении для гитары соло невыполнимы по своей сложности. Среди его обработок встречаемся с произведениями Гайдна, Бетховена, Россини, Верди, Шуберта и других великих композиторов. Немало внимания уделил Морков и отечественной музыке – Глинке ("Камаринская", отрывки из опер "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила"), Даргомыжскому (терцет и хор из "Русалки") и др. Морковым была выпущена и собственная Школа для семиструнной гитары, 24 прелюдии во всех мажорных и минорных тональностях, обработки русских, украинских и цыганских песен. Довольно большой каталог печатных сочинений Моркова для гитары используется гитаристами сравнительно мало. Причина этого – недоо-ценка Морковым гитары как сольного инструмента и недостаточное знание всех ее свойств. Рассматривая гитару как равноценный фортепьяно инструмент, Морков был вынужден в целях сохранения полноты гармонии делать переложения не для одной гитары, а для двух или для гитары с сопровождением фортепьяно. Как композитор Морков не представляет интереса. Что же касается его переложений, то, следуя по пути, намеченному Сихрой, они во многом уступают переложениям его учителя.


Смотрите также:

Русские классики >>
Классики гитары >>
Зарубежные классические гитаристы >>
Русские классические гитаристы >>
Электрогитаристы >>
Исполнители на акустике >>
Современные лютнисты >>
Старинные лютнисты >>

Источники инфо >>

Design © 2011-2024 Igor Varfolomeev / Сейчас посетителей на сайте: 55