Ваши давние мечты 
о гитаре 
 


Показать/Спрятать  Предшественники

Показать/Спрятать  Акустические

Показать/Спрятать  Электроакустические

Показать/Спрятать  Электрогитары

Показать/Спрятать  Гибриды, мутанты

Показать/Спрятать  Отечественные гитары

Показать/Спрятать  Производители

Показать/Спрятать  Оборудование

Показать/Спрятать  Исполнители

Показать/Спрятать  Статьи о гитаре

Показать/Спрятать  Обучающие материалы

Показать/Спрятать  Компьютер и гитара

Показать/Спрятать  Разное

 ГЛАВНАЯ   КАРТА   ПОИСК   ФОРУМ   НОВОСТИ   О САЙТЕ   КОНТАКТ   ССЫЛКИ 
 -> Исполнители -> Классические гитаристы -> Русские классики 

Русские классики


Н.К. Слепухов (1867-1928)

Никифор Кузьмич Слепухов (род. в 1867 близ Воронежа – ум. 1 августа 1928, Москва) – русский музыкант, гитарист. Рано потерял отца и в 9-летнем возрасте был определён своей матерью в Воронежский монастырь, где работал на свечном заводе и, имея хороший голос, пел в церковном хоре. Регент монастыря, обративший внимание на хорошие вокальные данные и незаурядные музыкальные способ-ности мальчика, устроил его учиться играть на скрипке. Учился Слепухов, вероятнее всего, в открытых пианистом М.К. Гамбургом в 1879 году новых Воронежских музыкаль-ных классах. Игре его обучал Лев Григорьевич Малкин, окон-чивший Московскую консерваторию. Вскоре ученик достиг такого высокого исполнительского уровня, что учитель сам отвез его в Москву, где юноша в 1890 году поступил в консерваторию по классу скрипки. Однако молодой Слепу-хов, не имея средств для обучения в этом классе, был вынужден перейти в класс контрабаса, в котором не только обучали бесплатно, но и платили стипендию. В возрасте 27 лет он окончил консерваторию, получив музыкальное и общее образование. В мае 1894 года Никифор Слепухов поступил контрабасистом в оркестр московского Малого театра, а спустя несколько лет перешел на работу в оркестр московского Большого театра.

Когда Н.К. Слепухов начал играть на гитаре и что его к этому привело с точностью не известно. Возможно, переход от скрипки к контрабасу лишил его возможности играть на мелодическом инструменте, а гита-ра как раз и предоставляла такие возможности. Известно, что игре на гитаре он, скорее всего, учился самостоятельно. По отзывам совре-менников обладал поразительной беглостью, чистым и негромким тоном. Ему был доступен самый широкий репертуар гитаристов-классиков, включая А.О. Сихру и М.Т. Высотского. Однако сольных концертов не давал, ограничиваясь выступлениями на различных вече-рах. Имел репутацию грамотного и серьезного музыканта.

Найдя в гитаре созвучие своей душе, Слепухов вступил в "Московское общество мандолинистов и гитаристов", где принимал участие в оркестровых выступлениях и играл сольно на музыкальных вечерах на гитаре известного мастера Краснощёкова. Кроме того, сам давал уроки игры. Благодаря неутомимой энергии В.А. Русанова в 1899-1901 годах "Общество" организовывало бесплатные гитарные вечера, на которых для популяризации инструмента высту-пали гитаристы, игравшие соло и дуэтом. На вечерах было интересно и полезно послушать коллег, посмотреть технику игры, что-то почерпнуть для себя, оценить исполняемые композиции. Зачастую играли на редких инструментах, изготовленных знаменитыми мастерами, такими как Шерцер и Архузен. На вечерах собиралось до 200 человек, и благодарная публика тепло принимала исполнителей, неза-висимо от уровня владения инструментом. Звучали компози-ции Высотского, Сихры, Саренко, Петтолетти, Циммермана и других композиторов.

Живя в Москве, Н.К. Слепухов познакомился с большим энтузиастом гитары Сергеем Михайловичем Шевелёвым (1874-1936), который так характеризовал его игру: "Тон средний, очень чистый и приятный, большая беглость обеих рук. Хорошо играл трудные композиции Сихры и Высотского, исполнял быстрые по темпу вариации в бешеном темпе легато и красиво". Н.К. Слепухов увлекался творчеством Людвига Шпора (1784-1859) – немецкого композитора, скрипача-виртуоза, дирижера, педагога, который выступал в странах Европы и в России. Известна талантливая аранжи-ровка Слепухова скрипичного этюда Шпора, посвященная Валериану Алексеевичу Русанову (1866-1918), в то время редактору журнала "Гитарист". На это событие в № 6 журнала за 1905 год была опубликована заметка, в которой, в частности, отмечалось: "Этот этюд очень оригинален и своеобразен, аранжирован мастерски и в то же время чрезвычайно педагогичен, в особенности для левой руки, пальцы которой и лады подробно и тщательно указаны аранжировщиком". Кроме того, Н.К. Слепухов написал этюд для гитары, опубликованный в 1911 году журналом "Аккорд".

Слепухов был известен в Москве, как выдающийся артист и как едва ли не единственный гитарист с консерваторским образованием. С.М. Шевелёв, говоря о Слепухове, отмечал: "приходится высказывать искреннее сожаление, что такие гитаристы как Н.К. Слепухов слишком мало работают для гитары и не выступают в концертах. Правда мы переживаем для гитары время трудное и неблагоприятное, но все-таки есть ещё много гитаристов, для которых появление таких интересных пьес, как этюд Шпора, и в таком мастерском переложении – отрадный факт в истории современной гитары". Н.К. Слепухов, по признаниям современников, был отличным аранжировщиком, однако из скромности не ставил своего имени на переложениях.


Смотрите также:

Русские классики >>
Классики гитары >>
Зарубежные классические гитаристы >>
Русские классические гитаристы >>
Электрогитаристы >>
Исполнители на акустике >>
Современные лютнисты >>
Старинные лютнисты >>

Источники инфо >>

Design © 2011-2024 Igor Varfolomeev / Сейчас посетителей на сайте: 9