Ваши давние мечты 
о гитаре 
 


Показать/Спрятать  Предшественники

Показать/Спрятать  Акустические

Показать/Спрятать  Электроакустические

Показать/Спрятать  Электрогитары

Показать/Спрятать  Гибриды, мутанты

Показать/Спрятать  Отечественные гитары

Показать/Спрятать  Производители

Показать/Спрятать  Оборудование

Показать/Спрятать  Исполнители

Показать/Спрятать  Статьи о гитаре

Показать/Спрятать  Обучающие материалы

Показать/Спрятать  Компьютер и гитара

Показать/Спрятать  Разное

 ГЛАВНАЯ   КАРТА   ПОИСК   ФОРУМ   НОВОСТИ   О САЙТЕ   КОНТАКТ   ССЫЛКИ 
 -> Исполнители -> Классические гитаристы -> Русские классики 

Русские классики


Александр Петрович Соловьев

А.П.Соловьев 'Школа для гитары'Александр Петрович Соловьев (08.07.1856, Москва – 15.11.1911, там же), – русский гитарист-семиструнник, гитарный педагог. Играть на гитаре учился самостоятельно, тем не менее внес значительный вклад в русскую профессио-нальную школу.

Автор получившей широкую известность Школы для семи-струнной гитары (1896). Для своего времени Школа Соловь-ева была ценным учебным пособием, пригодным и в каче-стве самоучителя. Была переиздана в 1925-28 гг.: "Школа-самоучитель для семиструнной гитары по нотной системе":

[Ч. 1] Отдел теоретический и практический; 
[Ч. 2] Гаммы, арпеджио, аккорды, упражнения, этюды, пьесы и дуэты;
[Ч. 3] Упражнения и этюды.

а также в 1964 г. в издательстве "Музыка" (Москва): "Школа игры на семиструнной гитаре" (под. ред. Р. Мелешко).

А.П. Соловьев несколько лет прожил в доме своего друга Сергея Спиридоновича Заяицкого (1850-1910), врача и боль-шого любителя гитары, который превратил свой дом в на-стоящий храм этого инструмента. В доме постоянно органи-зовывались музыкальные вечера, где доктор Заяицкий зна-комил гостей с литературой для гитары, а солисты-испол-нители могли продемонстрировать свое мастерство, выска-заться об исполняемых произведениях, и часто импровизи-ровали дуэтом, трио, квартетом и т.д.





Борис ВОЛЬМАН. Гитара в России. Ленинград, Музгиз, 1961.

Александр Петрович Соловьев родился в Москве в 1856 году. Самоучкой научился играть на семиструнной гитаре еще в детском возрасте. Суровый отец, видя увлечение мальчика музыкальными занятиями, да еще на таком "недо-стойном" инструменте, как гитара, запретил ему заниматься музыкой. По настоянию отца Соловьев поступил в москов-ское Строгановское училище рисования, живописи и ваяния, окончив которое стал давать уроки рисования в частных учебных заведениях Москвы. Испытывая тягу к музыке, Соловьев продолжал игру на гитаре, поощряемый к тому А. И. Дюбюком, слышавшим его игру и одобрительно отозвав-шимся о музыкальном даровании Соловьева. В 20-летнем возрасте Соловьев ознакомился с гитарной Школой Сихры. Следуя ее установкам, Соловьев с 1886 года стал сам давать уроки игры на семиструнной гитаре. Не оставляя гитары, Соловьев учился играть на скрипке у профессора Московской консерватории Киндля и скрипача Багушки. Занятия эти повысили музыкальную грамотность Соловьева и привили любовь к серьезной музыке. Как любитель-скрипач он стал принимать участие в самодеятельном оркестре, организованном профессором консерватории вио-лончелистом В. Ф. Фитценгагеном, что еще более расширило его музыкальный кругозор.

Соловьев сам играл на семиструнной гитаре довольно хоро-шо, но, будучи очень нервным человеком, избегал публич-ных выступлений. Гораздо охотнее занимался он переложе-ниями для гитары фортепьянных произведений Бетховена, Мендельсона, Шопена. Переложения делались им для гитары соло, гитарных дуэтов, ансамблей, чаще всего для гитары и скрипки. Сочинялись им и собственные салонные пьесы для гитары.

Хорошо знакомый с произведениями Сихры, Высотского, Циммермана и других русских гитаристов-семиструнников, Соловьев широко пользовался ими в своей педагогической работе. В 1909 году им был организован в Москве кружок гитаристов, слишком скромно названный "кружком имени Соловьева". К этому времени он изменил свое отношение к строю гитары. Предпочтение, которое он стал оказывать шестиструнной гитаре, вызвало ожесточенные нападки со стороны семиструнников. Его стали называть "обыкновен-ным дилетантом семиструнного строя oгитары", одновре-менно указывая, что он и в шестиструнной гитаре "столько же смыслит, сколько в наречиях арамейском или сирохал-дейском" ["Музыка гитариста", 1910, № 7-8] и т. п.

Осуждению подверглась и педагогическая деятельность Соловьева, так как некоторые его ученики (Агафошин, Шари-ков) перешли с семиструнной гитары на шестиструнную, другие же вообще бросили игру на гитаре (братья Заяицкие). Один из наиболее видных учеников Соловьева, В. А. Руса-нов, оказался наиболее активным в нападках на своего бывшего учителя. Признавая талантливость Соловьева и расценивая его Школу вначале весьма высоко, он через некоторое время изменил свое положительное о ней мнение, а каталог гитарных сочинений Соловьева 1912 года печатно назвал саморекламой ["Аккорд", 1914, № 6]. В осуждении сочинений Соловьева Русанов, впрочем, был прав. Слиш-ком отдавали они салоном дурного вкуса.

А. П. Соловьев умер в 1911 году. Самые видные его ученики – В. А. Русанов, В. М. Юрьев, В. Г. Успенский и П. С. Агафошин. 


Смотрите также:

Русские классики >>
Классики гитары >>
Зарубежные классические гитаристы >>
Русские классические гитаристы >>
Электрогитаристы >>
Исполнители на акустике >>
Современные лютнисты >>
Старинные лютнисты >>

Источники инфо >>

Design © 2011-2024 Igor Varfolomeev / Сейчас посетителей на сайте: 13