Выдающиеся электрогитаристы
Тони Айомми (Tony Iommi) родился 19 февраля 1948 года в Бирмингеме, Англия. Он был единственным ребёнком отца-итальянца и матери англичанки. Именно родители оказали влияние на формирование музыкального вкуса мальчика: у отца Томми было множество родственников, которые почти все играли на аккордеонах и барабанах, мать будущего гитариста играла на гармонике.
Тони учился в одной школе с Оззи Осборном, но они находились в разных компаниях и не общались. Со своими друзьями он подшучивал над голосом Оззи и сравнивал его с голосом девочки.
Тони Айомми говорил, что в то время Оззи даже раздражал его, и они иногда дрались. До увлечения музыкой Тони занимался контактными видами единоборств и думал, что его будущая жизнь будет связана именно с этим. Тони Айомми начал учиться играть на гитаре, когда ему было пятнадцать лет. Его первым инструментом был Watkins Rapier. Эта модель была дешёвой и предназначалась для гитаристов-левшей. В интервью журналу Guitar World Тони признался, что в начале карьеры на него оказали влияние старые блюзовые записи и группа Shadows.
По словам музыканта в то время его кумирами были Хэнк Марвин, Эрик Клэптон и Джимми Хендрикс, также ему нравились джазовые гитаристы, такие как Уэс Монтгомери. В молодости Тони Айомми работал оператором пресса на сталелитейном заводе. В последний день работы, перед тем как он должен был уволиться и отправиться с группой в тур по Германии, его пальцы попали под пресс. В результате, гитарист лишился кончиков среднего и безымянного пальцев правой руки. Тони пережил депрессию, все врачи говорили, что он никогда не сможет играть на гитаре.
Один из друзей принёс ему запись джазового гитариста Джанго Рейнхардта, который играл двумя пальцами после того, как получил травму во время пожара, и это вдохновило Тони Айомми снова взять в руки гитару. Вначале Тони пробовал менять руки и скользить по грифу левой. Но это получалось с трудом, и тогда он решил играть как и раньше правой, используя только указательный палец и мизинец, связав повреждённые пальцы. Затем он расплавил бутылку из-под моющего средства, сделал что-то вроде напёрстков и добился того, чтобы они правильно сидели на пальцах. Потратив долгое время на изготовление, Тони обнаружил, что их концы не прижимают струны и приделал вырезанные куски кожи на окончания. Потом пришлось обрабатывать края и натирать приклеенную кожу до блеска, пропитывать её маслами. Из-за того, что пальцы утратили свою чувствительность, Тони Айомми переучивался делать различные приёмы, такие как бенд и вибрато. Сам гитарист сказал, что «это было лишь делом практики и упорства, использовать слух взамен утраченного осязания».
К девятнадцати годам он уже успел поиграть в различных блюз-роковых группах. Во время пребывания в группе Mythology Тони Айомми познакомился с барабанщиком Биллом Уордом. В 1967 году была основана группа, которая получила название Polka Talk Blues Band. Её членами стали: Оззи Осборн (вокал), Тони Айомми (гитара), Гизер Батлер (бас), Билл Уорд (барабаны), Джимми Филипс (слайд гитара) и Алан Кларк (саксофон). После двух концертов Джимми Филипс и Алан Кларк покинули группу. Позже название Polka Talk Blues Band было изменено на Earth.
В конце 1968 года Тони получил приглашение в группу Jethro Tull после того, как Мик Абрахамс покинул состав, чтобы образовать Blodwyn Pig. В составе новой группы он сыграл на концерте Rolling Stones «Rock And Roll Circus» в декабре 1968 года, исполнив «Song For Jeffrey». Кроме того, Айомми успел написать гитарную партию для песни «Nothing Is Easy», которую Jethro Tull записали уже с Мартином Барре для альбома «Stand Up». Тони Айомми находился в группе в течение двух недель и после этого единственного выступления вернулся в Earth, но за это время его понимание музыки сильно изменилось.
В Англии существовала ещё одна группа с названием Earth, что однажды привело к курьёзному случаю: группу пригласили на выступление, и когда участники вышли на сцену, они увидели непривычную для себя аудиторию. Оказалось, что организаторы приняли группу за одноимённый поп-коллектив и пригласили её на выступление на танцах. По словам Тони Айомми, после этого было принято решение придумать для группы название, которое бы отражало её звучание. Участники остановились на Black Sabbath или Чёрный шабаш по американскому переводу названия итальянского фильма ужасов «I tre volti della paura».
Black Sabbath
В феврале 1970 года Vertigo Records, выпустил первый альбом Black Sabbath, название которого было созвучно имени группы. Запись альбома в студии проходила в течение двенадцати часов на два четырёхдорожечных магнитофона. Музыка на этом альбоме представляла собой хард-рок с влиянием блюз-рока, но уже на первых же записях проявился особый узнаваемый стиль Black Sabbath. Согласно воспоминаниям Оззи Осборна, однажды во время просмотра какого-то фильма ужасов, Тони предложил: «Если людям нравится платить за фильмы-ужастики, может быть, им понравится и музыка-ужастик?» Воплощением этой идеи на дебютном альбоме стала заглавная песня «Black Sabbath», для которой Тони Айоммисочинил необычный «зловещий» рифф, используя редкий интервал тритон. Это созвучие в средние века называли «дьяволом в музыке» (diabolus in musica), что музыкантам очень понравилось, так как сочеталось с мистическим текстом песни. Однако, вопреки слухам, это прозвище тритон заслужил не за «мистическое» звучание, а потому, что считался в средние века диссонансом.
Через четыре месяца альбом был переиздан в CША (Warner Bros. Records) и был распродан миллион - ным тиражом.
18 сентября 1970 года вышел второй альбом, «Paranoid», который поднялся на первое место в Британии. Альбом должен был быть назван «War Pigs», но так как группа собиралась давать тур по Америке, где тяжело переживали последствия войны во Вьетнаме, то было решено не акцентировать внимание аудитории на этой песне, в тексте которой «генералы собрались в кучу как ведьмы», а «политики спрятались, начав войну». Песня «Paranoid», занявшая четвёртое место в Британии, была записана только для того, чтобы сделать альбом длиннее. Запись альбома на студии длилась четыре дня. После одного из концертов этого времени на участников группы напали скинхеды и рука Тони Айомми была травмирована, из-за чего пришлось отменить следующее выступление.
В августе 1971 года был издан третий альбом, «Master of Reality». Этот альбом занял пятое место в Великобритании. Как и первые два, альбом достиг продаж в миллион экземпляров. Звучание альбома примечательно пониженным строем гитары Тони Айомми (с ми-бемоль до до-бемоль). Первая песня альбома, «Sweet Leaf», начинается с кашля Тони. Помимо гитарных риффов он исполнил партию флейты в песне «Solitude», а также играл на клавишных инструментах.
В сентябре 1972 года вышел альбом «Black Sabbath Vol. 4». В этом альбоме группа начала делать эксперименты со звуком. В процессе записи между участниками группы возникали трения; по словам Оззи Осборна альбом записывался в состоянии наркотического хаоса. Первоначально подразумевалось, что альбом будет иметь название «Snowblind», в честь одноимённой песни о моде на кокаин. В британских чартах альбом занял восьмое место.
В ноябре 1973 года был выпущен альбом «Sabbath Bloody Sabbath». Музыканты сняли замок в Уэльсе, в котором, по слухам, водились привидения. Аппаратура была установлена в темницах, что по мнению Тони Айомми, вдохновляло группу на новые идеи. Для записи альбома в Black Sabbath был приглашён клавишник группы Yes Рик Уэйкман. Тони Айоммииграл партии электрогитары, акустической гитары, синтезатора (в песне «Killing Yourself to Live»), пианино, клавесина, органа, флейты, волынки. Вспоминая этот период Тони говорил о том, что у него было великолепное чувство от репетиций до записи, что это было замечательное время. Бас-гитарист Гизер Батлер рассказал, что группа была истощена после турне, взаимоотношения участников были сложными, но после того как Тони Айоммипридумал рифф к песне «Sabbath Bloody Sabbath», все оживились, и стали появлятся новые песни. Пятый альбом Black Sabbath занял в Великобритании четвёртое место, и также как его предшественники был продан тиражом свыше миллиона экземпляров.
Шестой альбом Black Sabbath «Sabotage» был выпущен в сентябре 1975 года. Издание альбома было отложено на год из-за проблем с менеджментом. По словам Тони Айомми альбом записывался ночами, так как днём группа находилась в суде. «Sabotage» занял в Великобритании седьмое место. Это первый альбом группы, который не получил платинового статуса, и считается самым недооценённым творением группы. После появления альбома Тони Айомми был признан лучшим хард-роковым гитаристом мира.
В 1976 году вышел альбом «Technical Ecstasy». В Британии достиг двенадцатого места. При работе над ним Тони Айомми хотел внести разнообразие в аранжировки группы, использовать духовые инструменты, в то время как Оззи Осборн желал, чтобы группа не изменяла привычному ей стилю. Все же эксперименты в звучании были произведены, и группа стала всё дальше уходить от стиля, в котором были записаны первые пять альбомов. Оззи ушёл из группы в ноябре 1977 года, но в январе 1978 года вернулся и принял участие в записи альбома «Never Say Die».
«Never Say Die» был издан в октябре 1978 года и занял в британских чартах двенадцатое место. Это последний альбом группы, в котором вокальные партии были исполнены Оззи Осборном. Он пропустил несколько недель репетиций и хотел уйти из группы, Тони Айомминадоели выходки Оззи, и в мае 1979 года Айомми принял решение уволить Осборна.
В июне 1979 года его место занял Ронни Джеймс Дио, покинувший группу Rainbow. В первую ночь появления солиста в группе в доме Тони Айомми состоялась репетиция, на которой была написана песня «Children of the sea». В обновлённом составе Black Sabbath выпустили в апреле 1980 года новый альбом «Heaven and Hell». Альбом занял девятое место в Великобритании, был продан тиражом свыше миллиона, а группа приобрела новое поколение молодых фанатов. Раньше тексты песен писались Гизером Батлером, с приходом в группу Дио их стал писать только он. Стиль его текстов «с мечами и волшебством, драконами и башнями» легко прижился в группе.
Второй альбом, в котором принял участие Дио - «The Mob Rules» вышел в ноябре 1981 года и стал золотым. Во время записи концертного альбома «Live Evil» (тур «The Mob Rules») между Айомми и Дио произошла ссора. Последнего обвинили в том, что он ночью пробрался на студию и повысил уровень записи своего вокала. Сам Ронни говорил, что ссоры в студии были лишь поводом, что участники группы виделись только на концертах и на студии, и отношения между ними были натянутыми. Дио покинул группу в ноябре 1982 года и начал сольную карьеру, которая стала продолжением того, что делал Black Sabbath во время того, как он входил в его состав. А на его место был приглашён солист Deep Purple Ян Гиллан.
Группа приглашала Яна Гиллана и в 1982 году, но он отказался. В 1983 году Тони Айомми и Гизер Батлер позвали Яна на встречу в оксфордском пабе. Солист позже рассказал, что «они набрались, и он ничего не помнил…а на следующее утро ему позвонил менеджер группы и спросил, когда он думает приступить к работе с Black Sabbath».
Альбом «Born Again», записанный при участии Яна был издан в 1983 году и занял четвёртое место в хит-параде Великобритании. Black Sabbath и продюсер Робин Блэк воплотили в альбоме самые мрачные произведения. Тони Айомми сказал, что песни с «Born Again» «в течение некоторого времени крутились у них с Гизером в голове, но не было вокалиста способного справиться с таким материалом». Музыкальные композиции напоминали сольные проекты Яна, а не Black Sabbath и старые песни группы в его исполнении звучали странно. Да и сам Гилан был очень разочарован звучанием альбома. В результате, солист ушёл из группы в возрождённый Deep Purple. Билл Уорд и Гизер Батлер, не довольные экспериментами Тони Айомми, тоже покинули группу, и Black Sabbath, по сути, распался.
К 1986 году Тони Айомми остался единственным из первоначального состава группы. Он выкупил авторские права на Black Sabbath, решив сохранить название, и начал поиски нового состава. В новый состав вошли: Джеф Николс (клавишные), Гленн Хьюз (вокал), Дейв Спиц (бас) и Эрик Сингер (ударные). Вышедший в 1986 году альбом «Seventh Star» был сольным проектом Тони Айомми, он был автором музыки и текстов, но в последний момент записывающая компания настояла на том, чтобы он вышел под именем Black Sabbath, результатом чего стала надпись на обложке «Black Sabbath featuring Toni Iommi». Альбом, в который были добавлены восточные мотивы, стал ещё меньше напоминать первоначальный стиль группы, а мощный вокал Гленна Хьюза не подходил под материал Black Sabbath. Сам Гленн говорил, что он не был участником этой группы, а состоял в сольном проекте Айомми. Альбом занял двадцать седьмое место в Великобритании. Тур к альбому пришлось отменить после того, как Гленн Хьюз в драке получил травму, мешающую ему петь. В этом же году он был уволен за сильное пристрастие к спиртному и наркотикам.
В группу пришёл новый вокалист Рэй Гиллен. При его участии был записан альбом с рабочим названием «Bloodgood», но перед его изданием Рэй ушёл из группы, и Black Sabbath переписал весь материал с новым певцом - Тони Мартином. Перезаписанный диск вышел в декабре 1987 года под названием «Eternal Idol». Он занял в британских чартах шестьдесят шестое место. Новому вокалисту удалось привнести в звучание что-то новое, и время с начала его появления в Black Sabbath стало оцениваться как новый этап группы. Уровень продажи билетов во время тура после выхода альбома был низким, и Black Sabbath, отменив часть запланированных концертов, приступил к записи нового альбома.
В апреле 1989 года Black Sabbath выпускает альбом «Headless Cross», который стал более популярным, чем его предшественник и получил благоприятные отзывы критиков. Сайт Allmusic назвал «Headless Cross» и «Eternal Idol» лучшими альбомами групы из тех, что были записаны без участия Осборна и Дио. В Великобритании альбом добился девятого места.
В августе 1990 года появился альбом «Tyr». Впервые группа обратилась к скандинавским мотивам как в музыкальном плане, так и в текстах (песни «Valhalla», «Odin’s court»). В чартах Великобритании Tyr остановился на двадцать четвёртом месте. Как и в случае с предыдущими двумя альбомами часть концертов была отменена из-за плохого уровня продажи билетов.
В 1991 году состоялось возрождение одного из старых составов Black Sabbath: в группу вернулись Дио и Батлер. Этим составом был записан альбом «Dehumanizer», тексты которого были обращены к проблеме чрезмерного влияния на людей компьютеров и кинематографа. В этом же году Дио снова покинул группу, не желая участвовать в концерте, в котором Black Sabbath должен был подготавливать публику к выходу Осборна. Несколько выступлений помог осуществить солист Judas Priest Роберт Хэлфорд, а потом в Black Sabbath вновь появился Тони Мартин. Новый альбом был записан в 1994 году и вышел под названием «Cross Purposes». Сайт Allmusic утверждает, что «Cross Purposes - это» первый альбом после Born Again, который звучит как настоящий Black Sabbath. В следующем году был издан альбом «Forbidden». Критики называли его одним из самых худших альбомов группы. Тони Айомми сказал, что недоволен им. «Forbidden» - восемнадцатый и последний студийный альбом Black Sabbath. Группа не давала публичных заявлений о распаде, но каждый из участников занялся сольной карьерой.
В 1997 году участники первоначального состава Black Sabbath снова собрались вместе. Осенью 1998 года был выпущен диск «Reunion», который представлял собой запись концерта в Бирмингеме (старые песни) и две новые песни. Тони Айомми сказал, что никто из музыкантов не ставил перед собой задачи объединения, никто не хотел входить в напряжённый режим работы, что просто было сделано то, что действительно хотелось. В оригинальном составе группа дала тур, участвовала в Ozzfest 2001, церемонии «Music Hall of Fame 2005».
В 2007 году Тони Айомми, Гизер Батлер, Винни Эпис и Ронни Джеймс Дио образовали группу Heaven and Hell. Группа представила сет, состоящий из пятнадцати композиций времени сотрудничества Black Sabbath и Дио и две новые песни - «The Devil Cried» и «Shadow of the Wind». Дав тур в 2007 году, участники занялись своим творчеством: Дио вернулся в свою группу, Айомми - планировал работать с оригинальным составом Black Sabbath. Но несмотря на это музыканты не отрицают возможности дальнейшего сотрудничества.
Сольное творчество
Первым официальным сольным альбомом Тони Айомми стал «Iommi», который вышел в октябре 2001 года. Для записи было приглашено огромное количество известных рок музыкантов. В одном из интервью Тони сказал, что он «так долго играет свою роль в Black Sabbath, записывая каждый альбом с одним певцом, одним басистом и одним барабанщиком, что ему просто захотелось попробовать что-то другое».
Песня «Who’s Fooling Who» была записана при участии Оззи Осборна и Билла Ворда. В композиции «Laughing Man» вокал был записан Генри Роллинзом (Rollins Band), в «Time Is Mine» спел Фил Ансельмо (Pantera), в «Black Oblivion» - Билли Коргэн (The Smashing Pumpkins), в «Goodbye Lament» - Дэйв Грол (Foo Fighters) также известный как барабанщик Nirvana, в «Into the Night» - Билли Айдол, в «Flame On» - Ян Эстбьюри (The Cult), в «Meat» - Скин (Skunk Anansie), в «Just Say No» - Питер Стил (Type O Negative), в «Patterns» - Серж Танкян (System Of A Down). Музыка была придумана Тони Айомми в соавторстве с продюсером Bob Marlette, а тексты песен исполнявшими их солистами. В двух композициях альбома («Goodbye Lament» и «Flame On») принял участие друг Айомми Брайан Мэй.
В 2004 году вышел альбом «The 1996 DEP Sessions». Материал в 1996 году и был известен среди поклонников Тони под названием «Eighth star» (также как и в альбоме «The Seventh Star» в нём принял участие Гленн Хьюз).
Во время записи «The 1996 DEP Sessions» Тони Айомми и Гленн Хьюз решили продолжить совместное творчество, результатом чего стал альбом «Fused», вышедший в июле 2005 года. В альбоме можно проследить современное звучание (например песня «Grace» близка по звучанию к Linkin Park). Сам Тони считает назвал альбом «сильным». В Британии «Fused» стал одним из самых хорошо продаваемых альбомов.
Семья
Тони Айомми женат на Марии Сьохольм. Мария тоже занималась музыкой: она была вокалистом шведской группы Drain STH. После распада группы, она закончила музыкальную деятельность. Дочь Тони - Тони-Мари Айомми - одна из основателей группы LunarMile, в которой на бас-гитаре играет Алекс Хилл (сын басиста Judas Priest Яна Хилла). Тони-Мари Айомми открывала несколько концертов Гленна Хьюза в Великобритании.
Black Sabbath считается прародителем стиля хэви-метал, а также группа повлияла на возникновение различных новых стилей и направлений тяжёлой музыки.
Тони Айомми был одним из первых гитаристов, кто начал использовать тяжёлый саунд трёхструнных аккордов (квинт) в своей музыке. Джеймс Хэтфилд сказал, что «даже не поверил своим ушам», когда услышал записи Black Sabbath, что группа «была тем, чем не были шестидесятые» и «их музыка была крутой, потому что она была полностью анти-хиппи».
Многие музыканты признали влияние Black Sabbath и Тони Айомми на их творчество, на формирование их стиля. Среди них: Кирк Хэмметт и Клифф Бёртон (Metallica), Зак Вайлд, Пеппер Кинан (Corrosion of Conformity), Джерри Кантрел (Alice in Chains), Майк МкКрейди (Pearl Jam), Стоун Госсард (Pearl Jam), Марти Фридмен (Megadeth), Роб Коннавино (Overkill), Керри Кинг (Slayer), Марк Арм (Mudhoney), Рокки Джордж (Suicidal Tendencies), Уф Кедерлунд (Entombed), Рик Ханнолт и Гари Холт (Exodus), Брюс Кьюлик (Kiss), Пол Гилберт (Mr. Big), Адам Сигел (Infectious Grooves), Марко Хиетала (Nightwish), Даймбэг Даррел (Pantera).
Джо Сатриани признался, что «учился пропевать, то есть пропускать через себя партии самых разных музыкантов», среди которых был и Тони Айомми.
Оззи Осборн считает, что Тони Айомми - «бесспорный король тяжелых, демонических рок риффов», что «в этой области никто никогда его не превосходил». Также он сказал, что, по его мнению, Тони - «хороший, если не самый лучший гитарист», «самый недооцененный гитарист на нашей планете».
Гизер Батлер говорил, что написание песен с Тони Айомми «невероятно»: «с ним не нужно об этом говорить, все и так знают что произойдёт». Также он рассказал, что Тони может играть рифы бесконечно, его даже иногда нужно было останавливать; что во время их первой встречи Тони Айомми был великолепным джазовым гитаристом, то есть он охватывает все стили, и, что группа Black Sabbath сузила его возможности.
Константин Кинчев рассказал, что его «захватил» хард-рок после того, как он в пятнадцать лет услышал Black Sabbath, и, «поскольку с давних пор это его самая любимая группа, гитаристом номер один для для него всегда был и остается Тони Айомми». Генри Роллинз признался, что он почувствовал гордость, на три-четыре минуты своей жизни совместив свой голос с звучанием гитары Тони Айомми. Также он добавил, что Тони имеет огромное значение, что Black Sabbath - «один из мировых универсальных языков в музыке».
Гитарист трэш-метал группы Overkill Бобби Густафсон поведал, что в молодости на него сильно повлиял Тони Айомми, и, что его «думовый тон, соло и очень яркие гитарные рифы - это воплощение металлической гитары».
Айомми - постоянный фигурант списков «Лучших гитаристов всех времен». Тони попал в сотню лучших гитаристов в рейтинге авторитетного журнала Rolling Stone, который поместил его на 86-е место. А журнал для гитаристов Guitar World, составляя список лучших гитаристов металла, поставил Айомми на первое место. Black Sabbath официально включён в американский и британский залы славы рок-н-ролла.
Видео этого исполнителя на
Design © 2011-2024 Igor Varfolomeev /
Сейчас посетителей на сайте: 38
|