Выдающиеся электрогитаристы
Джеймс Патрик Пэйдж (Jimmy Page) родился 8 января 1944 года в окрестностях Нортхэмптона. До 13 лет мальчик не проявлял особого интереса к музыке. Но появилась гитара - сперва акустическая, испанская, затем электрическая - Gibson Les Paul 1949 года выпуска. И радио, по которому будущий музыкант слушал американский ритм-энд-блюз и рок-н-ролл. Пэйдж учился играть, как и многие его современники, "снимая" один в один гитарные партии своих кумиров, копируя их нота в ноту. Отец и мать Джимми всячески поддерживали сына: покупали ему гитары, а по окончании школы позволили ему бросить непродолжительную лаборантскую работу и отправиться на гастроли с группой Neil Christian and The Crusaders.
Джимми, не отличавшийся широким телосложением, уже тогда любил большие гитары и был счастливым обладателем разнообразной дорогой аппаратуры. Знатоки уже отмечали самобытную и необычную игру Пэйджа, но пролетарская публика в пабах Мидленда хотела чего-нибудь попроще. Да и условия жизни гастролирующих музыкантов в Англии в то время были вполне рабочие - ночевали впятером на одной койке, и заработков хватало как раз на пару пинт эля.
Такой образ жизни не мог не сказаться на здоровье гитариста: Пэйдж скоро свалился с подхваченной на гастролях ангиной и решил пойти другим путем. Нужно сказать, что друзья всегда тряслись за его здоровье больше, чем он сам: когда умер Бонэм, в газетах было сказано просто "член группы Led Zeppelin", и все посчитали, что беда случилась с Пэйджем.
Так или иначе, но после болезни Джимми взял в руки кисть и поступил в художественный колледж. Хватило восемнадцати месяцев, чтобы он расхотел стать живописцем. Впрочем, обучаясь художественному ремеслу, Джимми не оставлял и музыку. В его доме в Эпсоме собирались другие обитатели Южного Лондона с именами, которые вскоре прогремят на весь мир: Джефф Бек, Эрик Клэптон и другие. Играли на гитарах, выпивали, потом шлялись по Эпсому и грубовато, по-хулигански, дурили. Музыка их, казалось, была никому не нужна. Начало 60-х совсем не предвещало их середины - в моде были традиционный джаз, скиффл и английский рок-н-ролл, сильно отдававший мюзик-холлом.
Но заря новой эпохи разгоралась, как всегда, в клубах. Такие места в лондонских районах Сохо и Вест-Энд, как Marquee, Eel Pie и Flamingo, привлекали все больше и больше публики, и в 1963 году Пэйдж был затащен друзьями в Marquee, что бы принять участие в джеме с именитой Blues Incorporated под лидерством Алексиса Корнера. В зале сидел Эрик Клэптон. Пошли джемы, за джемами последовало отчисление из худучилища, и источник быстрых, хотя и тоскливых денег - студийная работа сессионным музыкантом.
Пэйдж быстро понял, что для успеха в этом деле кроме хорошего владения инструментом необходимо еще быть в меру назойливым и не в меру пунктуальным. А поняв это, он стал буквально вездесущ: в период между 1963 и 1965 годами он принял участие в нескольких сотнях записей, среди которых такие шедевры, как песни The Who, The Kings, The Rolling Stones, Джо Кокера, Тома Джонса, Донована и много кого еще. В музыкальном наследии раннего периода "свингующего Лондона" трудно найти запись, где бы Пэйдж не играл на гитаре.
По воспоминаниям современников, этот замкнутый молодой человек производил впечатление живого компьютера, прикованного проводами к микшерскому пульту. Когда было нужно, он буквально совершал чудеса: например, не умея играть по нотам, овладевал этим делом в две недели, был к тому же невероятно покладист и покорно следовал всем капризам продюсеров.
Однако студийная работа не могла удовлетворить растущих амбиций Пэйжа, и в 1966 году он возвращается на сцену, заняв пустующее место бас-гитариста в группе Yardbirds, игравшей уже три года и имевшей к тому времени ряд чартовых успехов. The Yardbirds имели все достоинства и недостатки группы среднего эшелона. Они неплохо владели инструментами, но не знали, что хотят играть. Клэптон тянул в блюз, вокалист Кит Ральф - в рок, остальные - в другие направления. В это же время в группе появляется новый менеджер - им становится Питер Грант, будущий директор Led Zeppelin.
Неизвестно, сколько бы еще Пэйдж продолжал играть на бас-гитаре, если бы не пошатнувшееся здоровье Джеффа Бека. На сцене в Сан-Франциско Джефф упал в обморок, и Пэйдж подменил его, передвинув ритм-гитариста Криса Дрежа на бас. Когда Бек очнулся, было уже поздно: группа не отпускала Пэйджа с нового места - отныне Yardbirds играли с двумя соло-гитаристами.
Это небольшое происшествие имело далеко идущее последствие для музыки: прежде соло- гитара рассматривалась как солирующий инструмент. Она выдвигалась на передний план в промежутках между куплетами, а потом освобождала место вокалисту. Игра же в две соло- гитары содержала в себе противоречие - соло в переводе с итальянского означает "в одиночку". Немедленно начался поиск способов аккомпанировать на солирующем инструменте с заимствованиями приемов из джаза и инструментального блюза. Все это привело к рождению тех гитарных риффов, без которой немыслимы ни зрелые Cream, ни Джимми Хендрикс, ни весь последующий хард-н-хэви.
Однако, не все было так прекрасно, как хотелось. Туры - британские и американские - следовали беспрерывно. В один вечер гитарный дуэт Yardbirds звучал блестяще, в другой - хуже некуда. Все это происходило от растущих несогласий Бека и Пейджа. К тому же, гитарная "дуэль" на сцене, выдвигавшаяся на первое место огорчала вокалиста Кита Ральфа.
Терпение Бека лопнуло первым - он покинул группу летом 1967 года. Разрыв сопровождался неприятными разбирательствами между Джеффом Беком и Джимми Пэйджем по поводу авторства тех или иных песен. Дошло до того, что нормальные отношения между двумя гитаристами были испорчены лет на двадцать. Yardbirds без Джеффа Бека снова отправились в гастрольный тур по городам США, но было ясно, что группа продолжает разваливаться. На пике американского успеха группы они умудрились записать на редкость неудачный альбом Little Games. Альбом свидетельствовал прежде всего о том, что у группы не было материала, на котором сходились бы симпатии всех ее участников.
В июле 1968 года Джимми Пэйдж в третий раз в своей жизни очутился на распутье. Группа Yardbirds окончательно развалилась, хотя Пэйдж и унаследовал право на имя The Yardbirds. Джимми принимает решение набрать новый состав и изменить название на New Yardbirds. Таким образом был создан коллектив, получивший название Led Zeppelin. В него, помимо Пэйджа, вошли Роберт Плант (вокал), Джон Пол Джонс (бас, клавишные), Джон Бонэм (ударные). Именно этот коллектив принес гитаристу славу, в этой группе он смог по настоящему раскрыть свой талант и творческий потенциал. С Led Zeppelin будет связана вся творческая судьба Джимми Пэйджа вплоть до распада группы в 1980 году.
Первый британский концерт Led Zeppelin состоялся в университете Surrey 15 октября 1968 года. Со своим ранним репертуаром, который включал в себя песни Long Таll Sally, Tobacco Road и битловскую I Saw Her Staтding There, (гвоздем программы была песня Dazed and Confused, в которой часть соло на электрогитаре Пэйдж играл смычком, который впоследствии стал визитной карточкой Джимми) Led Zeppelin давали короткие выступления в различных лондонских клубах, причем нередко на афишах указывалось в скобках: бывшие Yardbirds. Эти выступления помогли им почувствовать некоторую уеверенность в себе. В это же время менеджер Грант прилагает уснлия, чтобы заключить контракт на выпуск пластнки с фирмой Atlantic тогда делающей еще первые шаги в выпуске рок-музыки. У Гранта не было средств воздействия на Atlanltic но, говорят, что Джерри Уэкслер (Jerry Wexler) отметил группу из-за солидности репутаций ее членов и, прежде всего, по рекомендации Дасти Спрингфилд.
В основном из-за невнимания британских знатоков и любителей рока (Пэйдж часто жаловался на это в pанних интервью в Англии) Zeppelin довольно скоро объявили о своем намерении сосредоточить центр своей деятельности на США, где со своим первым альбомом, записанным всего за 30 часов, они сразу же заявили о себе как о возможной замене группы Cream и сопернике для ансамбля Джеффа Бека. Zeppelin начали свои турне по США в качестве приглашенных музыкантов на концертах группы Vanilla Fudge.
В Англии альбом вызвал бурю всевозможных откликов, но критики в Америке не выразили восторга. Тем не менее, никаких препятствий на пути такого взрывного дебюта не наблюдалось, и в начале 1969 года в США альбом стал золотым, а Good Times Bad Times стал первым синглом Led Zeppelin, выпущенным в Америке и имевшим успех.
Led Zeppelin II стал логическим продолжением предшествующего альбома, но был еще лучше и содержал целый гимн в стиле heavy metal - взрывную песню Whole Lotta Love.
Имея в своем багаже два монументальных произведения, группа в начале 70-х годов пользовалась растущей с феноменальной скоростью популярностью как в США, так и в Великобритании. Led Zeppelin III, появившийся в 1970 году, имел похожую хард-роковую канву (на нем была записана отличная песня Immigrant Song), но кроме того, по инициативе Пэйджа и Планта, на нем было осуществлено небольшое отступление от этого направления в сторону фольклорного материала с использованием большого количества акустических инструментов - характерная черта, проявившаяся и на Led Zeppelin IV (его еще называют руническим альбомом). Этот диск, вышедший в 1971 году, совместил в себе мистицизм хиппи и заимствования из мифологии с мощнейшим роком, и имел значительно больший успех, чем предшествующий. Наиболее характерна для него эпическая Stairway То Heaven - многие считают ее лучшей песней Led Zeppelin. Америка была потрясена, услышав этот альбом, и совершенное в 1973 году турне по Штатам побило официально установленный рекорд, уже долгие годы принадлежавший Beatles. В городе Тампа, штат Флорида, например, 56 тысяч поклонников заплатили 318 тысяч долларов, чтобы увидеть Led Zeppelin, а общая выручка от турне составила 3 миллиона долларов. В конце 1973 года Питер Грант заявил корреспонденту лондонской Financlal Times, что за один год Zeppelin заработали в турах и концертах по всему миру около семидесяти миллионов долларов.
В 1973 году был выпущен Houses Оf The Holy, возможно, наиболее разноплановый альбом группы, который включал мощный рок, рэгги, псевдо-соул и мистические баллады в стиле фолк. Возможно, он и разочаровал некоторых поклонннков, но, тем не менее, стал платиновым.
Led Zeppelin снова привлекли к себе внимание весной 1975 года выпускном богато оформленного альбома Physical Craffiti. Oн опять продемонстрировал многогранность их таланта, проявленную на обоих дисках, и особенно в конце первой стороны - в характерной для группы песне Тrampled Underfооt.
В октябре 1976 года гpyппa выпустила альбом The Songs Remains The Same, который вызвал лавину восторженных откликов сначала в Штатах, а затем и в Великобритании. А 1 апреля 1977 года концертом в Memorial Auditorium в городе Даллас, ансамбль начал новое крупное турне по Америке, которое собирало невиданные толпы зрителей (свыше 120000 человек в Madison Square Carden 7-14 июня). Завершив первую его половину, Zeppelin вернулись в Англию, где 12 мая известный комедийный актер Джон Инман (John Inman) вручил им премию Айвора Новелло (lvor Novello) за значительный вклад в развитие британской музыки. В течение этого тура Плант получает известие, что от вирусной инфекции у него умер шестилетний сын. Оставшиеся концерты отменили, а в массах начинают циркулировать слухи о грядущем распаде группы. Музыканты бездействовали почти год, но в конце 1978 они приехали в студию группы Abba Polar music, где приступили к записи следующего альбома "In through the out door".
Летом 1980 года Led Zeppelin предприняли крупное турне по Европе, начавшееся 17 июня в Дортмундском Westfalenhalle и прокатившееся по Кёльну, Брюсселю, Роттердаму, Бремену, Ганноверу, Вене, Нюрнбергу, Цюриху, Маннгейму, Мюнхену и Берлину. В сентябре было объявлено о новом американском турне, но 25 числа этого месяца Джон Бонэм был найден мертвым в новом доме Джимми Пейджа в Виндзоре. Эта трагедия привела к роспуску Led Zeppelin, о котором группа объявила заявлением в прессе: "Мы хотим, чтобы все знали, что потеря нашего друга и глубокое уважение к его семье, а также чувство прежней целостности и гармонии группы и нашего менеджера, привели нас к решению о прекращении существования группы Led Zeppelin."
После распада Led Zeppelin, работа Пэйджа продолжилась. Он сочинил музыку к кинофильму Deathwish II Майкла Виннера. Одновременно Пэйдж начал сотрудничество с Полом Роджерсом в группе Free, которое не принесло ему никакого успеха. Однако все изменилось в 1988 году с концертом в честь двадцатилетия Led Zeppelin и выходом пластинки "Outrider", в записи которой принимали участие Роберт Плант, Крис Фарлоу и Джейсон Бонэм, сын покойного барабанщика Led Zeppelin. После этого Пейдж успешно работал над перезаписями своих старых вещей, продуктивным оказалось и его сотрудничество с Ковердейлом - результатом его была пластинка "Coverdale/Page".
Можно долго перечислять достоинства Пэйджа, как гитариста Led Zeppelin. Его манера игры породила необычайное множество подражателей и настоящих последователей. Вся музыка Led Zeppelin строилась вокруг гитары Пейджа. Whole Lotta Love, Rock N Roll, Black Dog, When The Levee Breaks, Achilles Last Stand — теперь являются классикой рока. Как импровизатор, он блестяще играл и ритм-партии и головокружительные соло, просто из головы выпуская в мир музыку, тут же становившуюся классикой. Пэйдж - это неутомимый экспериментатор, наполнивший рок-н-ролл мандолинами, скрипичными смычками, альтернативными гитарными настройками, индийскими ситарами, двухгрифовыми гитарами и рваными галопирующими темпами. Как аранжировщик, Пэйдж довел гитарное многоголосие до максимума, записывая до десяти гитарных партий на песню. Человеку, не знающему состава группы Led Zeppelin, очень трудно поверить, что в группе играл всего один гитарист. Сейчас фирма Gibson выпускает модель электрогитары Gibson Jimmy Page Les Paul. Связано это с тем, что основной гитарой Пэйджа всегда был именно Gibson Les Paul. На этой гитаре были записаны большинство его партий и сыграно большинство концертов.
Помимо Les Paul Пэйдж также иногда играл и на Fender Telecaster, когда хотел добиться более жесткого звучания. На концертах Пейдж пользовался Gibson EDS-1275 - двухгрифовым вариантом гитары Gibson SG: один из грифов был двенадцатиструнный, а другой - шестиструнный. Данная гитара была разработана фиромй Gibson в кратчайшие сроки именно по просьбе Пэйджа для концертной деятельности Led Zeppelin.
Акустические гитары Джимми использует различных фирм и моделей, хотя чаще всего это Martin. В последнее время он играет также на гитарах Washburn и Ovation.
Творчество Пэйджа не исчерпывается сегодняшним днем, многое еще впереди. Об этом красноречиво говорят концерты Пэйджа, которые он дает весьма регулярно. Кто знает, может быть мы еще окажемся свидетелями взлета нового свинцового дирижабля?..
Автор: Артем Фролкин
Видео этого исполнителя на
Design © 2011-2024 Igor Varfolomeev /
Сейчас посетителей на сайте: 21
|