Части:
[2]
Без излишней пристрастности к Fender, безусловно, следует признать, что Stratocaster выпущенные в 1970-е годы способствовали созданию ажиотажа вокруг "коллекционных" гитар выпущенных до CBS. Тем не менее, фабрика в Фуллертоне штамповала тысячи Стратов (и других моделей) благодаря растущему спросу за рубежом. На деле, несмотря на посредственное качество инструментов фирмы, выпущенных в период 1971-1981 года, модель приобрела невероятную популярность, благодаря растущему количеству музыкантов, игравших на ней.
THE GUESS WHO American Woman (Randy Bachman, Burton Cummings, Garry Peterson, Jim Kale) 1970
Купивший билет на концерт Леса Пола пятнадцатилетний Рэнди Бахман придирчивым контролёром по возрасту не был пропущен в зал, и тогда юноша вызвался подсобить Лесу с его сценической аппаратурой в качестве носильщика. В ответ Лес обучил парня играть "How High the Moon": не способному к чтению нот, но обладающему редким фонографическим даром Бахману было достаточно всего один раз услышать мелодию для того, чтобы самому её сыграть. Вскоре после первого в Штатах хита #1 от канадской группы, Бахман покинул её на самом пике популярности, мотивировав это несоответствием образа жизни рок-н-рольщика своим религиозным убеждениям. В ролике его не сразу и заметишь: Бахман прячется за басистом. Ну, или, его спрятали.
Бесконечное количество гитаристов выбирало Strat в качестве своей рабочей лошадки, однако, следует отметить, что эти музыканты играли на "старых" Стратах, а вовсе не на "новых".
ERIC CLAPTON Layla (Eric Clapton/Jim Gordon) 1971 (запись 1999)
Cкрипичный тон "Блэки", чёрного Страта Эрика Клэптона, напевное фразирование, меланхолическое настроение и завершенное соединение в рамках мелодии с неожиданно переменчивой ритмической основой, часто будят в слушателе покойную улыбку и раздумчивость. Клэптон, не обладая выдающейся техникой владения электрогитарой, не проявляя неистовости и агрессивности, обожествлён критиками и слушателями, и, вероятно, - по праву, поскольку он первым соединил негритянскую блюзовую форму, европейскую музыкальную интеллигентность, виртуозность исполнения и страсть к самовыражению. Клэптон: "Помню, как-то я раз неловко упал в студии. И получилось так, что я упал на мою Блэки, повредив некоторые её части. Но уже спустя полчаса, после небольшого текущего ремонта, она была как новенькая. Корпус, гриф и всё остальное было в порядке, и я подумал: "Эта гитара – моя жизнь! Она может выдержать, всё то, что могу выдержать я!" Я никогда не был настолько уверен в любой другой гитаре. Я мог играть на ней, уронить её, ударить о стену, но она всё равно бы сохранила строй, и продолжала бы играть с душой и сердцем. Эта гитара просто незаменима". Его напарник в ролике – Энди Файервезер.
Для улучшения качества продукции в гитары Fender были внесены некоторые изменения. Новая форма анкера, известная под названием анкер типа "пуля", появилась в 1971 году. Такая конструкция позволяла регулировать прогиб грифа, не снимая фальш-панель, что, несомненно, было явным улучшением. Но позже такой анкер воспринимали как показатель низкокачественной гитары из-за периода, с которым он ассоциировался. В то же время был представлен новый метод крепления грифа; известный под названием метод "three-bolt" (крепление на 3 винта), который позволял изменять угол грифа по отношению к корпусу. По словам Джорджа Фуллертона этот метод был разработан Лео для акустических гитар компании, но был использован против его желания применительно к электрогитарам. Так или иначе, крепление грифа стало менее жестким, чем при использовании предыдущего метода крепления на 4 винта, что вкупе со снижением стандартов качества продукции сделало гитару менее прочной и отрицательно повлияло на звук. Несмотря на то, что Лео Фендер был оставлен CBS на должности консультанта, его участие в делах было мизерным, что плохо влияло на бренд Fender, ведь Лео, казалось, обладал даром инстинктивно схватывать основные принципы разработки музыкальных инструментов, чего не было у многих его конкурентов. Первые гитары Лео были разработаны крепкими и надежными, но в период CBS в новой продукции компании акцент делался не на уникальные особенности конструкции, а на рекламные трюки.
RORY GALLAGHER Laundromat (Rory Gallagher) 1971
Первое впечатление от Рори Галлахера на сцене удивляло. Если бы не старый Strat через плечо, он скорее напоминал бы носильщика аппаратуры. Субтильный, не слишком высокий, в старых джинсах и фланелевой рубашке, он больше был похож на ирландского фермера, чем на феноменального гитариста. Но только до той минуты, как брался за гриф своего инструмента. Выступление Галлахера на сцене было столь же простым и естественным, как и его внешний вид. Убедительная правдоподобность, безукоризненная чистота игры и одновременно радость от исполняемой музыки - вот основные составляющие успеха Галлахера, который часто черпал идеи в ирландском фольклоре, в его грубости и своеобразии. Галлахер: "У Б.Б.Кинга были сотни Lucille, а у меня лишь один этот Strat. Я даже не стал называть эту гитару именем женщины или ещё каким-нибудь именем. Там, откуда я родом, быть владельцем Stratocaster было чем-то особенным – это было чем-то невероятным. Споры по поводу теплоты гитар Les Paul и звонкости Telecaster и прочих подобных вещей будут длиться вечно, но я бы начал паниковать, если бы мне пришлось выходить на сцену без этой гитары – и эта гитара, безусловно, Strat".
Каждое, даже незначительное, различие между гитарами, выпущенными до CBS и в сам период CBS, становилось пищей для легенд. К 1970 году наблюдались неизбежные пробелы в качестве продукции Fender. CBS покупали дерево, не обращая внимания на такую важную его характеристику, как вес – в результате этого некоторые гитары были слишком тяжелыми. Также не уделялось внимание таким вещам, как тип проволоки, используемый в катушке звукоснимателя - следовательно, звук инструмента менялся (как считают многие наблюдатели - к худшему).
Ухудшение качества усилилось ещё больше в 1969 году, когда Дон Рэнделл уволился, решив основать свою собственную компанию. Джордж Фуллертон, один из первых помощников Лео Фендера, ушел в 1970 году. В 1972 году было куплено новое оборудование, чтобы увеличить объёмы производства гитар. Неаккуратное программирование вылилось в изменение форм Strat и Tele; новые контуры деки Страта придали гитаре сравнительно невзрачный вид; пропорции Telecaster тоже были искажены. Но, похоже, никого из производственного персонала этот очевидный дефект не волновал.
JEFF BECK GROUP Definitely Maybe (Jeff Beck) 1972
Если кличка Клэптона, "Медленная Рука", выражала склонность того к напевному гитарному звуку, его планирующий стиль, то кличка Джеффа Бека "Стальной" надолго отметила его апологетом "стального" звука, который позже стал основой хард-рока. Не обладая такой стремительной техникой исполнения, как Джон Маклафлин, таким самоконтролем, как Джимми Пэйдж, такой изнеженной манерой, как Стив Кроппер, Джефф Бек отличается неистощимой изобретательностью и чувством юмора – и в итоге с минимумом средств добивается максимума результатов. В мире рок-гитаристов - намного чаще бывает - наоборот. Вот ещё что: скажите на милость, разве есть настоятельная нужда в вокале, когда у Джеффа в руках его Страт?
JEFF BECK Cause We've Ended As Lovers (Stevie Wonder) 1975 (запись 2007)
В своих интервью Джефф называет Страт самым впечатляющим изобретением 20 века, перевернувшим музыкальный мир. Он, смеясь, говорит о том, что Страт в принципе невозможно улучшить и эта гитара по большому счету осталась той же, что и полвека назад. Он не понимает, как мысль об её улучшении вообще может прийти кому-то в голову. Это, говорит он, "все равно как иметь самую дорогую и престижную Ferrаri и спрашивать себя, можно ли ее как-то сделать лучше. Надо просто играть на гитаре".
Пару слов о Лео Фендере вне Fender. В 1976 году, когда истёк срок десятилетнего запрета по соглашению с CBS на производство гитар, Фендер основывает вместе с Форрестом Уайтом и Томом Уокером компанию Music Man и начинает выпуск новой линейки инструментов, многие из которых, в частности бас-гитара Sabre, благодаря своему высочайшему качеству выигрышно смотрелись на фоне фендеровских моделей периода CBS. Прошло некоторое время, и Music Manгрозил разрастись в очередного индустриального монстра, со всеми вытекающими из этого последствиями. В ноябре 1979 Лео оставил компанию, и впоследствии его опасения подтвердились - теперь монстра зовут "корпорация Ernie BallMusicman" - она делает очень достойные гитары, на них играют, к примеру, Стив Морс, Джон Фогерти, Стив Люкатер. В том же 1979 году Лео вместе со своими старыми друзьями Джорджем Фуллертоном и Дэйлом Хайаттом основывает новую компанию, названную G&L (George & Leo). Дизайн гитар G&Lв точности повторяет Телекастер (модель ASAT) и Страт (модель Legacy) (внешне инструмент Джерри Кантрелла из Alice in Chains почти невозможно отличить от Страта), впрочем, в них внесены серьёзные инновации в части системы тремоло и электроники. 21 марта 1991 года Лео Фендер скончался после длительной и мучительной борьбы с синдромом Паркинсона. Похоронен в Санта-Ана, Калифорния.
DEEP PURPLENo No No (Ritchie Blackmore / Ian Gillan / Roger Glover / Jon Lord / Ian Paice) 1971
Сменив под впечатлением от игры Джими Хендрикса Gibson ES-335 на Страт, Ритчи Блэкмор подавляющему большинству известен своим монументальным риффом в "Smoke on the Water", который исполнялся им на Страте с отключенным средним синглом, без плектора, через перегруженный Marshall. Он был одним из первых рок-гитаристов, которым удалось соединить блюзовую эмоциональность с элементами классической музыки. Гармонический минор и различные лады придавали его музыке отчетливый "европейский" колорит, который ярко контрастировал с минорным пентатоническим звучанием, характерным для большинства американских роковых и блюзовых гитаристов.
RAINBOW Stargazer (Ritchie Blackmore / Ronnie James Dio) 1976
"Я никогда точно не знал, кем же я хочу стать, - рассказывает Блэкмор в одном из своих интервью. - Рамки блюза оказались слишком тесными для меня. Я всегда считал - при всем моем уважении к Би Би Кингу - что не стоит ограничивать себя пятью нотами. Классика же, с другой стороны, требует от исполнителя слишком большой дисциплины. И я всегда был зажат в тиски этих двух противоречий".
Бесспорно, 70-е были для Fender наихудшими годами, говоря о качестве продукции. Напряжение, созданное бюрократией CBS , усугублялось возросшим числом дешёвых гитар, импортируемых из Японии; гитары Fender казались слишком дорогими, и поэтому компании пришлось пойти на снижение цены до определённого уровня, а также представить новые бюджетные модели, например серию Bullet, которая так и не стала успешной.
LITTLE FEAT Dixie Chicken (Lowell George / Martin Kibbee) 1973 (запись 1977)
В звучании Little Feat, ведомой Лоуэллом Джорджем, был сильный аромат кантри и привкус сального ново-орлеанского фанка, все ингредиенты в нём были хорошенько взбиты и украшены сверху витиеватыми финтифлюшками, которые Джордж извлекал из своей слайд-гитары. Он играл на Страте со звукоснимателями от Телекастера, что давало ему возможность получать самые необычные фразировки. В споре великого таланта и тяги к всевозможным излишествам, последняя, как это нередко случалось в рок-н-ролле, в итоге взяла верх. Его партнёр в ролике – Пол Баррер.
Тем не менее, политика продажи с большой разницей между себестоимостью и продажной ценой помогла Fender приносить CBS большие прибыли, которые к 1980 году достигли суммы в 12.7 миллионов долларов. Но с 1980 года продажи начали падать, и окончательно сформировалось мифологическое представление об инструментах периода до CBS. Несмотря на то, что были предприняты попытки вернуться к истокам с помощью воссоздания формы старого Stratocaster в таких гитарах, как "The Strat", в них не удалось достичь того же качества, и даже повторить исходную форму ранних моделей компании. В итоге дирекция CBS осознала, насколько сильно страдает репутация Fender и в 1981 году начались поиски нового руководства для компании.
|