Ваши давние мечты 
о гитаре 
 


Показать/Спрятать  Предшественники

Показать/Спрятать  Акустические гитары

Показать/Спрятать  Электроакустические

Показать/Спрятать  Электрогитары

Показать/Спрятать  Гибриды, мутанты

Показать/Спрятать  Отечественные гитары

Показать/Спрятать  Производители

Показать/Спрятать  Оборудование

Показать/Спрятать  Исполнители

Показать/Спрятать  Статьи о гитаре

Показать/Спрятать  Обучающие материалы

Показать/Спрятать  Компьютер и гитара

Показать/Спрятать  Разное

 ГЛАВНАЯ   КАРТА   ПОИСК   ФОРУМ   НОВОСТИ   О САЙТЕ   КОНТАКТ   ССЫЛКИ 
  -> Статьи о гитаре -> Разные статьи ->  
Легендарные электрогитары. Fender Stratocaster. Часть 4

Части:  [1]  [2]  [3]  [4]


В 1987 году Fender основали рядом с фабрикой в Корона подразделение Custom Design Guitar & Manufacturing, то есть, как принято говорить в гитарной индустрии, мастерскую Custom Shop. Мастерская, в которой сперва работало всего два мастера – Майкл Стивенс и Джон Пейдж, была создана для изготовления уникальных инструментов для артистов или в рекламных целях, а также для производства "нестандартных" деталей для стандартных моделей. Успех Custom Shop быстро превзошел все ожидания, и вскоре масштабы его деятельности расширились до выпуска ограниченных серий и выполнение специальных заказов любых клиентов. В результате штат мастеров существенно расширился, а в 1990 году отдел разработок Fender объединился с Custom Shop, и главой нового образования был назначен Джон Пейдж. Это был очень грамотный ход, поскольку талантливые разработчики Fender могли работать в тесном сотрудничестве с ничуть не менее талантливыми мастерами. Custom Shop сыграл ключевую роль в процессе разработки и производстве новых моделей Fender, в частности "именных" серий.

 RY COODER     Dark End Of The Street (Chips Moman/ Dan Penn) 1976

Второпях да впопыхах чуть было не позабыл про маэстро слайдового Страта Рая Кудера, который среди бойцов бутылочного горлышка выделяется как тонкий стилист и интерпретатор сотен американских фолк-нитей, бесстрашно вплетающий нестройную гавайскую гитару укулеле и аккордеон в стиле "текс-мекс" в, скажем, гармонию госпел. К началу 80-х он по крупицам собрал образцы деревенского блюза, уличного соул, пыльных баллад, каллипсо и других фолк-самородков и перелил их в кипящий жизнью сплав осовремененного американского водевиля. И как бы американцы ни презирали его мексиканских музыкантов в полиэстеровых костюмах, вся Европа падала в обморок перед кабацким юмором Кудера и способностью его разнопёрого ансамбля заставить тысячные толпы вопить, потеть и даже плакать - на протяжении каких-то пары часов.

Попытки превзойти прошлое никогда не бывают лёгкими, и, учитывая, что оригинальный Strat 1954 года оказал такое влияние на развитие музыки, убедить гитаристов ценить современные гитары так же высоко, как и винтажные, было бы невероятным достижением. Хотя большинство музыкантов, играющих на Fender, сделавших старые инструменты наиболее желанными для коллекционеров, являются убежденными поклонниками инструментов Custom Shop. Удивляет нынешнее высочайшее качество инструментов: это - то, чего так недоставало гитарам Fender в 70-е.

   

THE ROBERT CRAY BAND Smoking Gun (D. Amy / Richard Cousins / Robert Cray) 1986

Выросший в Германии и обучавшийся там классическому фортепиано, Роберт Крэй с виду весь какой-то неблюзовый, больно уж смазливый и чистенький, слишком рафинированный, чтобы показаться настоящим. От него не разит вискарём и табачищем, от одного только его вида веет изысканной парфюмерией. Крэй не рос на хлопковых полях. И в холодных чикагских трущобах не пытался разжечь огонь южного тепла. Таков теперь современный блюз, что ли? Если не в целом, то блюз одного из самих популярных и современных его интерпретаторов. Крэй: «Я простой парень - подключаю гитару к усилителю и играю! У меня нет огромной коллекции гитар или каких-либо штучек. ЗвукStratocaster , включенного в усилитель Fender - вот всё, что мне нужно".

В 1987 году Fender открыли фабрику в мексиканском городе Энсенада. Первоначальная цель заключалась в том, чтобы перенести за пределы зоны действия американских налоговых законов, профсоюзных соглашений и т.д. производство "мелочей". Первые годы мексиканская фабрика Fender занималась тем, что обслуживала заказы каталога "Strings, Parts & Accessories”. Но, постепенно ей стали поручаться все более ответственные заказы. С одной стороны это было логическим итогом развития новой фабрики, с другой стороны произошло изменение отношения Fender к своему совместному производству в Японии.

Изменение экономической конъюнктуры в мире привело к тому, что японское производство с каждым годом становилось все более дорогостоящим. Компании начали выводить производства своих бюджетных серий в другие страны азиатского региона. Исключение составляли разве только те производители, у которых американские инструменты были очень дорогими. В ходе этого объективного процесса торговая марка Squier постепенно полностью покинула Fender Japan. Тем не менее, в силу тех же экономических тенденций, дорожало производство Fender в США. Возникла необходимость в поставке гитар Fender, которые заполняли бы все увеличивающийся ценовой разрыв между бюджетными Squier и американскими Fender. Как показала практика, продукция Fender Japan была не лучшим выбором для решения этой задачи. Она была слишком "японской", производилась на арендуемых производственных мощностях, и в силу удаленности от головного офиса плохо поддавалась общему контролю. Вполне закономерным решением проблемы было развитие производства гитар в Мексике. От фабрики в Корона ее отделяло всего пять часов езды, можно было без проблем обеспечить самое тесное взаимодействие и снабжение материалами и комплектующими.

ADRIAN BELEW  Heartbeat (Adrian Belew/Bill Bruford/Robert Fripp/Tony Levin) 1982/1990

Игравший у Дэвида Боуи, Херби Хэнкока, Фрэнка Заппы, сTalking  Heads  и вKing  Crimson  долговязый гитарист из Цинцинатти на рубеже 70-80х годов участвовал в записи большего числа альбомов, чем самый завзятый сэйшнмен в шоу-бизнесе. Казалось, что всем нужен был этот звук, этот неземной рёв, что стал маркой Адриана Белью, эти жуткие "животные" голоса, которые он извлекает из своего Страта с помощью разнообразнейших электронных приставок. Грамотно используя широчайший диапазон звучаний, он, при всей своей эмоциональности, создает впечатление полного контроля. Эксцентричные гитарные мутации очень обоснованы и даже "научны". Совершенно переосмыслив основные принципы гитарной игры, Белью создал неповторимый инструментальный стиль, который по духу идеально соответствовал музыке 80-х годов. "Я учился играть у Джеффа Бека и других великих мастеров 60-х годов. Но в начале 70-х я почувствовал, что хочу иметь свой гитарный голос. Я избегал играть, как все... На какое-то время (два года) я даже вообще оставил гитару и начал играть на ударных в ресторанных группах".

Первые эксперименты с производством Squier были весьма успешными, (хотя в силу экономических причин развивать именно эту марку на мексиканской фабрике не стали) и во второй половине 90-х линейка гитар, производимых в Fender Mexico, сравнялась по объему с американским производством.

Поскольку деревянные части гитар поставлялись в Эспенада из США, по качеству "мексы" часто были близки к американским гитарам. Что касается Fender Japan, то предприятие продолжает функционировать, но обслуживает, как это и было в дни его основания практически только японский рынок. На экспорт время от времени идут различные экзотические модели – либо именные гитары, такие как Ritchie Blackmore Stratocaster в комплектации, отличной от модели Custom Shop, либо гитары оригинальных расцветок, либо смелые эксперименты, такие как 12-струнный Strat.

   

ERIC JOHNSON  Cliffs of Dover (Eric Johnson)   1990

В свою музыку Эрик Джонсон привнёс элементы таких направлений, как фьюжн, джаз и нью-эйдж, а также кантри. Известный музыкальный журнал " GuitarPlayer " назвал Джонсона одним из величайших гитаристов-виртуозов на планете. Игра его распознаётся с первых же минут прослушивания, а его стремление к звуковому совершенству уже давно стало легендой в гитарном мире. Звучание гитары Эрика Джонсона действительно индивидуально - оно очень сочное и струящееся, как поток воды. Иногда создаётся впечатление, что играет не гитара, а скрипка, настолько великолепны звуки его Страта.

Сохраняя философию заложенную 50 лет назад великим Лео Фендером, Страт постоянно развивается и совершенствуется и не теряет актуальности, невзирая на все прихоти музыкальной моды. Fender Stratocaster - это один из эталонов звучания, конструкции и дизайна электрогитары, с которым неизбежно сравниваются инструменты других моделей и производителей, на который ориентируются саунд-продюсеры и музыканты. Сегодня Stratocaster удаётся сохранить баланс между ретро-изысканностью и абсолютной практичностью, что является чуть ли не уникальным случаем, и до тех пор, пока электрогитара остаётся важной частью музыкальной сцены, без сомнения, будущее этой модели обеспечено. Икона находится в надёжных руках.

   

IRON MAIDEN  From Here To Eternity (Steve Harris) 1992

Сдвоенная гитарная атака (сегодня – это уже тройной перекрёстный огонь!) в исполнении Дэйва МюрреяАдриана Смита и Яника Герса считалась лучшей в британском метале 80-90-х. Парни быстро доказали, что они могут играть гармонизированные соло и хитро переплетающиеся риффы так, как будто их руки управляются единым мозгом. Делалось это с немыслимой скоростью и с такой агрессией, что множество панк-команд того времени были повергнуты в уныние. Мюррей одним из первых установил хамбакер в бриджевую позицию Страта, и популярность такой модификации привела к тому, чтоFender  начал производить модели с комбинациямиHSS  (хамбакер-сингл-сингл) иHSH , получивших прозвищеFatStrat  из-за густого, “жирного” звучания.

Авторитет Fender Stratocaster подчёркивается количеством производителей, решивших скопировать эту гитару. От гитар, на конструкцию которых повлиял Strat, до моделей, являющихся точными его копиями, Fender породил целую индустрию. Влияние Stratocaster не только не ослабло с годами, но и привело к тому, что почти у всех конкурентов Fender сейчас есть модели, являющиеся производными от Strat.

Конструкция ранних гитар Лео Фендера была настолько прогрессивной, что решение конкурентов выпускать свои версии этих гитар не является удивительным: таким образом, Gibson, Gretsch и другие производители выпустили цельнокорпусные электрогитары вслед за Telecaster, да и Fender Precision Bass претерпел бесчисленное количество интерпретаций. Но Stratocaster, пожалуй, являлась первой гитарой Fender, которая была полностью скопирована.

   

BON JOVI    Keep The Faith (Desmond Child/Jon Bon Jovi/Richie Sambora) 1992

Ходячая энциклопедия классических приемов игры, Ричи Самбора шпарит октавами в стиле Хендрикса, мешая фонтаны блюза в духе Пейджа и отрыжку фрэмптоновского вокодера с болотной джерсийской грязью. Мелодическая канва его соло столь же притягательна, как и песни, в которых они звучат. Самбора: "Наверное, Stratocaster – это самый универсальный инструмент, который когда-либо существовал. Лео действительно создал особенную вещь".

К концу 50-х годов несколько европейских изготовителей предлагали свои гитары, напоминавшие Stratocaster, и, по мере роста спроса на электрогитары, таких производителей становилось всё больше. К 1963-му году гитары вроде Selmer Futurama покупали Джордж Харрисон и другие музыканты в качестве заменителей оригинальных гитар. Большинство производителей, включая германский Hofner и итальянское Eko, изготавливали гитары, которые явно были производными от Stratocaster. Другие же производители, вроде английских Vox и Burns, а также американских Mosrite, выпускали инструменты, которые хоть и могли похвастаться оригинальными чертами, но в целом копировали функциональность Strat, а также имели схожий внешний вид и почти такую же тремоло систему. К 70-м годам японские компании производили визуально идентичные копии Strat, под такими брендами, как Antoria и Ibanez. В конце-концов, поскольку мания копирования продолжалась, практически все известные американские гитары были в той или иной мере скопированы, но Strat, несомненно, был самым популярным получателем этой сомнительной похвалы. Копирование гитар стало настолько распространённым явлением, что оно перестало считаться чем-то ненормальным. По сравнению с другими международными компаниями, Fender несёт больше убытков от того, что сейчас очень сложно предотвратить копирование старых инструментов. Например, по большинству законов в Европе, если копии существуют уже более 20 лет, это исключает возможность юридического преследования их производителей.

   

RED HOT CHILI PEPPERS  By The Way (Flea / John Frusciante / Anthony Kiedis / Chad Smith) 2002

Новый, уникальный, возбуждающий саундRHCP , даже сегодня, спустя два десятилетия, всё ещё воспринимается как революционный не только в рок-индустрии, но вообще во всей музыке. Эмоции и жизненная энергия, которые вложены Джоном Фрусчианте в создание этого звука трудно переоценить, без его вулканического и элегантного Страта вся рок-сцена определенно звучала бы по-другому на рубеже 21-го века.

На сегодняшний день Fender предлагает, помимо переосмысленной классики Страта, такие инновационные решения, как, например, серию VG со встроенным модулем синтезирования, которая разработана Fender совместно с японской компанией Roland. С этими гитарами у музыканта в руках целый спектр великолепно звучащих инструментов с возможностью быстрого переключения альтернативных строев. Музыкант также может выбирать стеклянный звук Strat, блюзовый округлый Tele, яркое живое звучание акустики, либо мощный баритон.

   

 AUDIOSLAVE  Like A Stone (Tim Commerford/ Chris Cornell/ Tom Morello/ Brad Wilk)   2002

 

В огромной армии электрогитаристов сегодняшнего дня Том Морелло – один из самых изобретательных и оригинальных. Морелло, говоря велосипедным языком, опередил гитарный пелотон на десятки километров. На то, чтобы догнать Тома, уйдут годы, но пока будут догонять, он уйдёт ещё дальше: Морелло не из тех, кто останавливается в развитии, он – избыточно креативен в своих поисках новых музыкальных текстур и эффектов. Рычаг тремоло, тумблер датчиков и педаль являются для него инструментами низвержения авторитетов, с их помощью он создал некоторые из самых волнующих и прекрасных звуков, когда-либо извлеченных с помощью гитары. Морелло: "Нет такой штуки, как "зайти слишком далеко". У меня есть своего рода тест – я знаю, что двигаюсь в правильном направлении, когда звукорежиссёры начинают валиться со смеху от запредельности того, что происходит". И про свой Страт: "У меня есть гитара Soul Power, одна из последних новинок в моем арсенале, это обычный Fender Stratocaster, в котором я сделал пару модификаций".

Теперь – то, о чём было обещано в финале серии о Gibson Les Paul, про самую дорогую на сегодняшний день электрогитару. Самая дорогая электрогитара в истории - Fender Stratocaster фонда Reach Out To Asia: 2 700 000$. Эта сумасшедшая сумма была уплачена на благотворительном аукционе в пользу пострадавших от цунами в 2005-м году. Фонд Reach Out To Asia координировался Брайаном Адамсом — и на инструменте, обычном белом Стратокастере, помимо подписи самого Адамса, можно увидеть автографы целой рок-звёздной плеяды: Мика Джеггера, Кита Ричардса, Эрика Клэптона, Брайана Мэя, Джимми Пейджа, Дэвида Гилмора, Джеффа Бека, Марка Нопфлера, Рэя Дэвиса, Лайэма Галлахера, Ронни Вуда, Тони Йомми, Ангуса и Малькольма Янгов, Пола Маккартни, Стинга, Ритчи Блэкмора. Продавалась дважды: сначала гитару купило королевское семейство Катара — чтобы подарить благотворительному фонду и инструмент, и деньги; затем кто-то не поскупился отвалить два миллиона семьсот тысяч.

   

Фактология всех четырёх частей нарезана из:

 Forrest White. Fender. The Inside Story.

 Hal Leonard. The Fender Stratocaster.

 и множества открытых интернет-источников.

Вместо послесловия. Если говорить начистоту, то ещё три месяца назад я и сам толком ничего не знал про то, что вам упрямо, начиная с 17 июня, рассказывал. Нет, конечно, я имел кое-какое представление о внешнем виде Gibson Les Paulи Fender Stratocaster, но – не более того: я сам и на гитаре-то не играю. Как-то, совершенно случайно, сегодня уже и не вспомню, отчего, мне взбрело в голову поизучать вопрос, и вот - получилось то, что получилось. Мы с вами вместе почитали про десяток разноплановых электрогитар, каждая из них обладает своими классическими козырями, каждая была исполнена очарования и только ей присущими нюансами. Наиболее усидчивые из нас прослушали около сотни музыкантов, изменивших с помощью своих гитар весь облик современной популярной музыки.

А, давайте, посмеёмся напоследок, над тем, как всё менялось:

THE END


Части:  [1]  [2]  [3]  [4]


Смотрите также:

Другие статьи >>
Уход за гитарой >>
О струнах >>
Очистка гитары >>
Наладка гитары >>
Настройка >>
Источники инфо >>

Design © 2011-2019 Igor Varfolomeev / Сейчас на сайте