Ваши давние мечты 
о гитаре 
 


Показать/Спрятать  Предшественники

Показать/Спрятать  Акустические

Показать/Спрятать  Электроакустические

Показать/Спрятать  Электрогитары

Показать/Спрятать  Гибриды, мутанты

Показать/Спрятать  Отечественные гитары

Показать/Спрятать  Производители

Показать/Спрятать  Оборудование

Показать/Спрятать  Исполнители

Показать/Спрятать  Статьи о гитаре

Показать/Спрятать  Обучающие материалы

Показать/Спрятать  Компьютер и гитара

Показать/Спрятать  Разное

 ГЛАВНАЯ   КАРТА   ПОИСК   ФОРУМ   НОВОСТИ   О САЙТЕ   КОНТАКТ   ССЫЛКИ 
  -> Статьи о гитаре -> Разные статьи ->  

Легендарные электрогитары. Fender Stratocaster. Часть 3


Части:  [1]  [2]  [3]  [4]


Билл Шульц, нанятый в качестве президента Fender, пришел на этот пост из японской компании Yamaha: "80-е годы были сложным периодом для Fender, после успеха, связанного с музыкальным бумом 70-х. В то время CBS не вкладывали деньги в НИОКР, в оборудование и не думали о будущем. Продукция становилась всё хуже, качество падало на всех производственных линиях и это уже начало отражаться на продажах. У меня не оставалось выбора кроме как полностью остановить производство, забрать всю продукцию с наших складов и из магазинов дилеров и ещё раз прогнать её через нашу производственную линию. Это стоило огромных денег для CBS, но, по крайней мере, вернуло нас на правильный путь".

Смотреть >> PINK FLOYD Shine On You Crazy Diamond (David Gilmour / Roger Waters / Richard Wright) 1975 (запись 1990)

Дэвид Гилмор знаменит своими долгими и лиричными мелодическими линиями. Он может играть очень быстро, но лишь тогда, когда это действительно необходимо. Гилмор никогда не будет бездумно рвать струны и щеголять техникой ради техники. Владеет Стратом под заводским номером #00001, его картинка – чуть выше. Несмотря на помпезный номер, эта гитара – вовсе не первый выпущенный фирмой экземпляр, поскольку в 50-е годы у Fender была весьма запутанная система учёта.

   

Смотреть >> PINK FLOYD Comfortably Numb (David Gilmour / Roger Waters) 1979 (запись 2005)

Всё, что играет Гилмор, окутано атмосферой чувства. Он обладает талантом вложить в уже сто раз сыгранную вещь какие-то новые нюансы и оттенки своего настроения. Порой вещь при этом начинает звучать так, как никогда раньше. Более того, иногда даже меняется её смысл. Неизменно лишь одно: игра Дэвида Гилмора всегда остаётся эмоционально насыщенной. Основная гитара Гилмора – Black Strat 1969 года с бриджевым датчиком Seymour Duncan.

Шульц нанял нового ответственного за НИОКР – Дэна Смита, также из Yamaha, и начал программу по разработке новой модели, вернувшись к старомодному грифу на 4-х винтах и маленькой голове грифа. Шульц рассказывает: "По-моему остановка производства обошлась в 1,3 миллиона долларов, что, с должным почтением к CBS, они мне позволили сделать. Мы улучшили качество продукции, но форма, фурнитура и внешний вид всё ещё не соответствовали ожиданиям рынка, особенно после того, как на нём появилась качественная японская продукция. Но нам удалось выдержать конкуренцию и совместно спланировать пятилетнюю программу. Я нанял 30 к 35 имеющимся специалистам по НИОКРу и мы вместе разработали абсолютно новый каталог".

Смотреть >> CAMEL Rhayader goes to town (Peter Bardens / Andy Latimer) 1975 (запись 1984)

Талантливый поэт-песенник, одарённый композитор, Энди Латимер по праву считается фантастически элегантным, мелодичным и чувственным гитаристом. К сожалению, несмотря на весьма и весьма хвалебные рецензии – ни Энди, ни его группа не смогли преуспеть в той степени, в которой следовало. В середине семидесятых прог был жанром достаточно популярным; целая плеяда талантливых исполнителей работала в этом стиле. Увы, на их фоне Латимер и его группа остались почти незамеченными. Fender в руках Энди - во второй части ролика.

В то же время компания решила бить противника его же оружием – бороться с зарубежными товарами, предоставив лицензию японцам. Таким образом было организовано японское отделение Fender, владельцами которого стали Fender US и две японские компании. Это означало, что Fender могли официально выпускать копии и получать доходы с этих копий, продаваемых в Японии; через короткий промежуток времени компания решит продавать гитары, сделанные в Японии, и на штатовском рынке. Те, ранние японские гитары прямо указали на проблемы, с которыми столкнулась команда Смита: винтажные переиздания, изготовленные японцами, оказалось, заметно превосходили по качеству те, над которыми работали американские сотрудники Fender: "Когда мы увидели их, впору было плакать", – вспоминает Смит.

   

Смотреть >> DIRE STRAITS Sultans Of Swing (Mark Knopfler) 1978

Марк Нопфлер переплавил в своих произведениях все влияния и свои оригинальные черты в своеобразный стиль, обладающий неповторимой мягкостью, красочностью и звуковой широтой гитарных тонов (будучи левшой, играет на праворуком Страте образца 1960 года только пальцами, не пользуясь медиатором), ясностью и прямолинейностью, динамичной деликатностью, естественным соединением синкоп свингующей соло-гитары с роковой ритмикой. Марку для придания выразительности своей музыки не потребовались ни "квакуши", ни фидбэк, ни фырчание струн, ни стремительный пробег пальцев по грифу, ни резкие смены ритма, темпа или настроения. Звук Dire Straits, на своей ритм-блюзовой основе, дотягивается до джаз-роковой эмоциональности образов, равно как и до мелодической прозрачности, и всё это – словно и не было в помине никакого панка. Того, кто не умеет слушать, что может сделать соло-гитара, музыка Dire Straits может даже усыпить. Особенно в сочетании с абсолютно нерисующимся вокалом Нопфлера, исходящего их тех же идеалов рассудительности, эластичной точности и нейтральной позиции спокойного наблюдателя. Нопфлер: "До сих пор помню тот Strat, находившийся внизу по нашей дороге, на который я смотрел каждый день, идя в школу и возвращаясь из неё. Я никогда ещё не был так близок к подобной гитаре – она находилась примерно в метре от меня за стеклом магазина. Это было очень захватывающее время для меня, ведь я только-только раздобыл каталог Fender. Я знаю, как пахнет каталог Fender – у него есть определённый, присущий только ему, запах. Если бы я мог тогда его съесть, я бы сделал это".

 Впервые за десятилетие качество продукции Fender стало заметно улучшаться. Некоторые модели, вроде Stratocaster Standard, сигнализировали о возвращении к простоте первоначальных концептов, хотя имели место и "улучшения", наподобие новой громоздкой системы вибрато в серии Elite.

Смотреть >> FRANK ZAPPA Stevie's Spanking (Frank Zappa) 1982

Джими Хендрикс считал Фрэнка Заппу величайшим из гитаристов-импровизаторов, которых ему когда-либо приходилось слышать. Заппа ни разу за свою ошеломляющую карьеру не согнулся под жёстким прессингом шоу-бизнеса, продолжая исполнять музыку, которая иронично подсмеивается над конформизмом и серостью, и заставляет мозг думать. Его партнёр по ролику, Стив Вай, начинавший свою карьеру у Заппы с чистого стратовского звука: "Через сотню лет, когда большинство популярных теперь групп будут просто смешными именами из прошлого, Фрэнка будут уважать и ценить, как истинного гения".

К 1983 году увеличение ценности американского доллара вызвало другие проблемы, заставившие компанию произвести изменения снижающие цену, к примеру, поменять гнездо, являвшееся прежде отличительной особенностью Strat. Несмотря на обстоятельства, Шульц был уверен, что компания почти вышла из трудного положения. "Мы уже начинали пожинать плоды своей работы, когда CBS решили нас продать. Тогда мы не знали, что делать; у нас не было денег на рекламу, не было денег на раскрутку, и наша НИОКР кампания остановилась. В конце концов, финансовый директор CBS предложил нам собрать группу и выкупить Fender".

Смотреть >> MIKE OLDFIELD&MAGGIE REILLY Moonlight Shadow (Mike Oldfield) 1983 

Данная вставка – исключительно для прекрасного пола: им не мешало бы немного передохнуть. В 80-е годы популярность Страта упала почти до нулевой отметки, в основном из-за того, что господствовавший в те годы хэви-метал требовал от гитары совсем иного звучания. Видимо, затворнику Майку Олдфилду просто некому было объяснить настолько очевидные вещи, и в итоге Страту-многостаночнику пришлось поучаствовать и вот в таком.

Некоторое время казалось, что самый влиятельный мировой производитель гитар был в реальной опасности исчезновения. Хотя CBS обсуждали прямую продажу Fender нескольким другим компаниям, большинство предложений были смехотворными, в то время, как Билл Шульц испытывал большие трудности в привлечении нужных инвесторов: "Мой главный сотрудник по финансовым вопросам составил программу, мы взяли её и обошли все банки, и, поверьте мне, ни один из них не был заинтересован в нашем предложении. Мы были не нужны финансовым “колдунам”. Впрочем, нашей последней надеждой стал небольшой бутиковый инвестор из Чикаго - человек, который верил в людей, которых он встретил, верил в наше имя, и позвал сотню дилеров, чтоб обсудить удастся ли нам решить эту задачу, и они ответили "да". Он одолжил нам нужные деньги, затем мы пошли к нашим основным дистрибьюторам и они тоже инвестировали в компанию, потом к этой сумме добавились сбережения 13 людей, которые работали на компанию, и, в конце-концов у нас собралась нужная сумма". В конце января 1985 года, после двух десятилетий с момента покупки компании CBS, начинался новый период в истории Fender.

   

Смотреть >> YNGWIE MALMSTEEN Evil Eye (Yngwie Malmsteen) 1984

Компанию "запильщиков"-шредеров со Стратом наперевес возглавляет огненный швед Ингви Мальмстин, вдохновлённый Блэкмором, и фактически в одиночку сформировавший такой вычурный стиль, как неоклассический метал. Во многом благодаря ему и ему подобных, таким, как, скажем, Крис Импеллитьери, кстати, также игравшем на Страте, музыка 80-х достигла технического совершенства и вплотную приблизилась к порогу абсурда, к "полюсу музыкальной недоступности".

Управленческий состав Шульца купил компанию Fender за 12 миллионов долларов (в тех условиях значительно меньшая сумма, чем 13 миллионов, потраченных на покупку в 1965 году). Существующий комплекс Fender в Фуллертоне (дорогостоящая недвижимость) не входил в сумму покупки, таким образом, на некоторое время команда Шульца осталась без фабрики, с малым количеством работников и всё ещё незавершенной линейкой продукции.

Смотреть >> STEVE RAY VAUGHAN Lenny (Stevie Ray Vaughan) 1983

 Стиви Рэй Вон своей изумительной филигранной гитарной техникой инициировал возрождение блюза в 80-х годах. Буквально впитав в себя исполнительскую манеру таких блюзменов, как Альберт Кинг, Отис Раш, Мадди Уотерс и рок-н-рольщиков типа Джимми Хендрикса и Лонни Мэка, а также "блуждающих" гитаристов типа Кенни Баррелла, он создал уникальный гитарный стиль и звучание, непохожее ни на одного известного гитариста, причём, независимо от жанра исполнения. Техасец сделал основательно подзабытый блюз чуть более коммерческим, "съедобным" для мировой рок-аудитории, и вместе с Робертом Крэем, работавшим на более мэйнстримового слушателя, подарил вторую жизнь блюзменам "старой школы", таким, как Бадди Гай.

      

Смотреть >> STEVE RAY VAUGHAN & DOUBLE TROUBLE Crossfire (Ruth Ellsworth/Chris Layton/Tommy Shannon/Reese Wynans) 1989 

Знаменитая гитара Number One, #1, или "Первая жена", как называл ее Стиви Рэй Вон, - видавший виды Страт, хорошо знакома всем любителям блюз-рока. В оригинале состояла из деки 1962-го и грифа 1959-го годов выпуска. Обладает глубоким, мрачным, тяжёлым рыком, который ни с каким другим не спутаешь. Number One Стиви получил в обмен на свой первый Страт. На корпусе стоял фабричный оттиск "LF-1962", на грифе - "1959". Стиви высказал предположение, что Лео Фендер собрал гитару из неиспользованных в 1959-м году "запчастей". Шли годы, и корпус Number One становился "краше" прежнего. На концертах Стиви подвергал её адским мучениям: мог запросто пнуть, поцарапать... Пространство под струнами основательно стесалось. Впрочем, это никоим образом не отразилось на звучании. Говорят, Number One положили в могилу Стиви, который похоронен на кладбище Laurеl Land близ Далласа. По другой версии, инструмент находится у членов семьи Вон - брата Джимми или матери Марты.

По словам Шульца не всё наследство, за которое они заплатили, было хорошим. Большую часть 1985 года Fender пришлось полагаться исключительно на гитары, изготовленные в Японии, пока у компании не появился новый завод в Короне, Калифорния.

                    

 Несмотря на все трудности, вскоре стало очевидным, что имя Fender действительно начало восстанавливаться, что подтвердил появившийся в 1986 году American Standard Strat. Это было умелое возвращение к первоначальному концепту, со слегка измененным тремоло, обеспечивающим лучшую стабильность строя и сохранявшим звук оригинала. Основой американской линейки продуктов стали модель American Standard, которую дополняли американские переиздания старых гитар (в которых была произведена попытка воссоздать звучание инструментов 57-го и 62-го годов), и улучшенные модели, вроде Strat Plus Deluxe, в которую были внесены некоторые технические изменения - на эту модель устанавливалась тремоло система, разработанная совместно с Флойдом Роузом, чьё имя является синонимом современных тремоло-систем, и звукосниматели Lace Sensor от Fender. Но, пожалуй, самым важным стало то, что компания опять стала целенаправленно сотрудничать с современными музыкантами, что помогло создать подписные серии гитар Stratocaster Эрика Клэптона, Ингви Мальмстина и Джеффа Бека.

 Все эти инструменты, разработанные совместно с музыкантами, являются продукцией подразделения Fender Custom Shop, занимающегося производством единичных гитар и мелких партий, и в то же время, являющимся центром НИОКРа для стандартной линейки продукции. По иронии судьбы, принимая во внимание распространённое заблуждение о том, что Страты периода "до CBS" изготавливались вручную, Fender Stratocaster, изготовленный вручную, сегодня можно купить по цене, которая в реальном выражении окажется меньшей, чем цена настоящих заводских гитар 50-х годов. По словам Шульца: "Ребята, которые работают в нашем Custom Shop, не могут дождаться начала работы по утрам, и это состояние распространяется на всю компанию и на торговую сеть".

Смотреть >> BUDDY GUY Long Way From Home (Doyle Bramhall/Stevie Ray Vaughan)     (запись 1996)

Бадди Гай – один из последних великих гитаристов Чикаго, повлиявший на выбор Страта Эриком Клэптоном. Начинающим музыкантом он был излишне застенчив, из-за чего часто выступал спиной к зрителям. Гай: "Я ездил в тур по Африке от министерства иностранных дел США в 1969-ом году, и, конечно же, моя гитара Fender была со мной. Мы ездили на маленьком универсале, так что возможности взять её в салон не было, и мы привязали её на крышу. Когда мы ехали со скоростью около 150 км/ч гитара слетела. Я оглянулся и увидел, как она скачет посредине дороги, а по направлению к ней едет другой автомобиль. Мы остановились, и я побежал, чтобы лечь перед гитарой, чтобы машина не переехала её. Кейс был разломан и открыт. Я посмотрел внутрь и увидел, что она вся в царапинах. Мне хотелось расплакаться, а потом я взял её в руки. Оказалось, что она даже не расстроилась, кроме верхней струны, тон которой чуть-чуть съехал. По звуку и удобству она осталась такой же, как при покупке".

Шульц: "За семь или восемь лет нам удалось совершить настоящий переворот. Имя Fender является одним из самых уважаемых брендов Америки, вроде Harley Davidson. И, как и Harley Davidson, мы тоже столкнулись с трудностями; наши компании обе были удачно выкуплены и обе снова стали успешными".


Части:  [1]  [2]  [3]  [4]


Смотрите также:

Другие статьи >>
Источники инфо >>

Design © 2011-2024 Igor Varfolomeev / Сейчас посетителей на сайте: 14